Биография
Никколо Паганини — мистический скрипач, который до сих пор собственными произведениями будоражит людские сердца и заставляет задуматься о сокровенном, хотя со дня смерти гения минуло немало лет. Современные ученые объясняют гениальность музыканта врожденными особенностями строения тела, мозга и музыкальной тонкостью слуха, тогда как современники считали, что его руками руководил сам Сатана.
Детство и юность
Никколо Паганини родился 27 октября 1782 года в Генуе в семье небогатого торгового агента. Он был третьим из шести детей Антонио и Терезы Паганини. Родители сильно переживали за младенца, поскольку он появился на свет раньше срока и был болезненным и тщедушным.
Однажды Терезе приснился ангел, который предрек ее сыну блестящее музыкальное будущее. Когда женщина рассказала о сне супругу, тот невероятно обрадовался, ведь и сам обожал музыку. Игра на мандолине давала неудачливому торговцу дополнительный доход.
Отец стал первым преподавателем Никколо: с пяти лет мужчина начал учить ребенка игре на мандолине, в семь лет мальчик начал осваивать скрипку. С первых занятий стало ясно, что он одарен от природы тончайшим слухом. Поэтому детство будущего маэстро прошло в изнуряющих занятиях, от которых он даже сбегал. Но папа применял крайние меры, закрывая сына в темном сарае и лишая куска хлеба. Паганини был вынужден играть на инструменте много часов подряд, что привело к каталепсии. Врачи констатировали смерть, а убитые горем родители приступили к процедуре похорон.
Но на церемонии прощания произошло чудо: Никколо очнулся и сел в гробу. Как только сын поправился, Антонио вновь вручил ему любимую игрушку-мучительницу — скрипку. Отец прекратил самостоятельные уроки с сыном и пригласил учителя. Паганини все больше увлекался инструментом и начал писать самостоятельные произведения.
С 11 лет Никколо уже играл на богослужениях в генуэзских церквях. На юное дарование обратили внимание композитор Франческо Ньекко и капельмейстер собора Сан Лоренцо Джакомо Коста, которые взялись за его обучение.
Музыка
После занятий с Джакомо жизнь ребенка изменилась до неузнаваемости, его биографию пополняли встречи с творческими людьми. В 1794 году в Генуе выступал польский виртуоз Август Дурановский, который так воодушевил юного скрипача, что тот решился дать собственный концерт.
После этого мальчиком заинтересовался маркиз Джанкарло ди Негро, который слыл известным меломаном. Меценат оплатил услуги нового учителя для мальчика. Им стал популярный виолончелист Гаспаро Гиретти, научивший Паганини композиторской технике и развивший в нем способность сочинять музыку без инструмента. Под таким руководством юноша создал два концерта для скрипки и 24 фуги для фортепиано в четыре руки.
В 1797-м сын с отцом организовали первый гастрольный тур. Талантливый юноша концертировал в Пизе, Флоренции, Болонье, Милане, Ливорно. В городах собирались огромные залы, люди хотели посмотреть на юного скрипача. Несмотря на тяжелые гастроли, Паганини-старший настаивал на постоянном музицировании Никколо, который уже создавал шедевральные каприччо. Тур прервали военные действия Первой итальянской кампании. Семья переехала в дом в долине Польчевера, где музыкант занялся самообразованием.
Устав от авторитарного и жестокого отца, повзрослевший юноша решил жить самостоятельно. В 1801-м ему предложили место первого скрипача в Лукке, и, чтобы избавиться от родительской опеки, Никколо согласился. Этот момент описывался в дневниках, где он делился впечатлениями о чувстве опьяняющей свободы и ощущении крыльев за спиной. Это отразилось и на концертах, которые зазвучали пылко и страстно. Жизнь гения превратилась в череду поездок, карточных игр и сексуальных приключений.
Паганини возвратился в Геную в 1804 году. Пробыв на родине непродолжительное время, он успел создать 12 скрипичных и гитарных сонат. После этого вновь отправился в герцогство Феличе Бачокки, где работал дирижером оркестра и камерным пианистом. В 1808 году Никколо переехал вслед за остальными придворными во Флоренцию.
Музыкант провел при дворе Бачокки семь лет, прерывая службу только на время гастролей. В этот период скрипач написал свои знаменитые 24 каприса, каждый из которых посвящен известным артистам того времени: Анри Вьетану, Ференцу Листу и другим. Служба так тяготила молодого человека, что он решился на отчаянный поступок, чтобы избавиться от придворных пут. Явившись на концерт в мундире капитана и наотрез отказавшись переодеться, он был изгнан великой герцогиней Тосканской из дворца.
Далее творческий путь скрипача продолжился уже в Милане. В театре Ла Скала Никколо настолько очаровался увиденным танцем ведьм из балета «Свадьба Беневенто», что за один вечер написал вариации для оркестровой скрипки на эту тему. «Ведьмы» стали одним из самых знаменитых произведений в его творчестве.
Музыкант завоевал известность среди европейских меломанов, посетив с гастролями Францию, Англию и Германию. В 1821-м Паганини прервал концертную деятельность из-за затяжной изматывающей болезни. Дела обстояли настолько плохо, что мужчина просил приехать мать, чтобы успеть попрощаться. Она перевезла сына в Павию, где скрипача лечил Сиро Борда, назначив кровопускания, ртутную мазь и персональную диету.
Никколо терзали сразу несколько недугов: лихорадка, кашель, туберкулез, ревматизм и кишечные спазмы. Даже во время болезни талантливый музыкант не оставлял творчество: наставлял ученика и писал для него новые произведения. Постепенно хвори отступили, но виртуоз еще долгие годы страдал от надрывного кашля.
Паганини возобновил концерты только в 1824-м и выступал в самых крупных залах Старого Света. Билеты на выступления известного скрипача стоили огромных денег, но и музыкант радовал публику все новыми произведениями: «Венецианским карнавалом», сонатой для большого альта и прочими.
Гастроли окончательно подорвали здоровье Никколо, так что он прекратил концертную деятельность в 1834-м. Последние выступления маэстро состоялись в конце 1837 года. Он отыграл три концерта по просьбе князя Иларионе Спитальери. Контакт с публикой придал ему немного энергии, но маэстро уже чувствовал, как иссякает в нем жизнь.
Личная жизнь
Описывая внешность Паганини, современники сравнивали его с чертом: желтоватое лицо, острый нос, угольно-черные глаза и спутанные темные волосы — таков портрет великого музыканта. Но, несмотря на это, Никколо в личной жизни не испытывал недостатка в любовницах. С самого начала его выступлений дамы увозили скрипача вечерами в собственные поместья, чтобы отдохнуть после концерта.
Одной из самых высокопоставленных муз мужчины была сестра Наполеона Бонапарта Элиза Бачокки, которую современники называли «белая роза». Княгиня приблизила любовника ко двору в своем княжестве Лукка, где он получил титул придворного виртуоза, и всячески поддерживала во время трехлетнего романа. В числе дам, подаривших скрипачу свою благосклонность, была и другая сестра Наполеона — Полина, или «красная роза», но и эти отношения долго не продлились.
Музыкант заводил романы с обеспеченными замужними женщинами, не собираясь обременять себя семьей. Он считал, что свобода — высшее благо для мужчины. Точное число любовных приключений маэстро неизвестно, о некоторых из них можно судить по воспоминаниям современников и заметкам самого композитора. Так, некоторые гитарные произведения были посвящены «синьоре Диде», настоящее имя которой музыкант так никому и не раскрыл.
Но в целом отношение артиста к женскому полу было далеко от благородного, он заводил интрижки и оставлял надоевших возлюбленных, не обращая внимания на разрушенные семьи и загубленную репутацию. В числе любовниц артиста были и незамужние девушки, что в те времена было поводом для скандала.
На гастролях в родной Генуе Паганини познакомился с Анджелиной Каванно. Дочь портного отдала последние деньги за возможность увидеть великого виртуоза. Так как музыканта окутывали мистические слухи, то Анджелина решила сама убедиться в «сатанизме» скрипача и пробралась за кулисы. Музыкант уговорил 17-летнюю красавицу поехать в соседний город, чтобы оформить брак, но так и не женился. Он взял влюбленную девушку с собой в турне в Парму, а через несколько месяцев отправил забеременевшую любовницу в деревню недалеко от Генуи.
Там ее нашел отец: портной обвинил Паганини в развращении дочери и подал в суд. За время судебных разбирательств родившийся у Анджелины ребенок умер. По решению суда скрипач выплатил денежную компенсацию семье Каванно.
Еще одной возлюбленной влюбчивого артиста стала статистка Антония Бьянки, которая выступала на сцене Ла Скала. Паганини оплачивал обучение начинающей хористки, а после взял с собой на гастроли. Пара не оформляла брак, их отношения были бурными: Антония любила Никколо, но постоянно изменяла. Девушка объясняла это тем, что мужчина часто болел, а ей не хватало внимания. Собственные измены певица не скрывала, Никколо тоже не хранил ей верность.
В 1825 году у них родился сын, которого назвали Ахиллом. Пара разошлась, когда ребенку исполнилось 3 года. Никколо добился единоличной опеки над сыном, откупившись от бывшей возлюбленной.
Слава великого сластолюбца сделала скрипача мишенью для прессы. 52-летнего мужчину обвинили в похищении 16-летней Шарлотты Уотсон. Маэстро вынужден был дать в газете публичное опровержение и объяснить, что он предложил Шарлотте ученичество, и молодая певица, которой уже исполнилось 18 лет, решила принять его, сбежав от деспотичного отца. Пресса смаковала соблазнение юной девушки, для остроты сенсации сбавив ей два года, а публика не верила в бескорыстие музыканта. Сама мисс Уотсон из-за разразившегося скандала уехала в Америку, где успешно выступала, назвавшись «бывшей невестой» Паганини.
Несмотря на любовные похождения, привязан Никколо был только к Элеоноре де Луке. С юности и до зрелости мужчина навещал возлюбленную, которая безропотно принимала блудного друга. Помимо родственников она стала единственной женщиной, упомянутой в завещании скрипача.
Смерть
Осенью 1839 года Паганини приехал навестить Геную, но поездка далась нелегко. Великого виртуоза подкосил туберкулез, из-за которого его мучили изнуряющий кашель и отеки ног. Эта болезнь и стала причиной смерти артиста. Последние месяцы перед кончиной скрипач был так слаб, что не выходил из дома, а 27 мая 1840 года он скончался.
Необыкновенный талант, склонность артиста к мистике и поддерживаемая им таинственность вызывали предположения об атеизме. Епископы Ниццы и Генуи отказались проводить заупокойную мессу, сын музыканта начал борьбу за право похоронить отца по католическому обряду.
Останки несколько раз хоронили и эксгумировали. Разрешение на похороны со всеми положенными ритуалами было получено от папы римского Пия IX только через 36 лет, но прах Паганини был упокоен на Пармском кладбище лишь в 1896 году.
Память
Образ скрипача-виртуоза появляется в художественных произведениях, в кино его воплощали Дэвид Гарретт («Паганини: скрипач дьявола»), Юлиан Рахлин («Наполеон»). В фильме «Никколо Паганини» (1982), выпущенном к 200-летию со дня рождения великого итальянского артиста, музыканта сыграл Владимир Мсрян, роль озвучил Сергей Шакуров, а композицию «Дорога без конца» исполнил Альберт Асадулин.
Имя артиста получила малая планета 2859, открытая советским астрономом Николаем Черных.
С 1954-го в Генуе ежегодно проходит международный конкурс академических скрипачей имени Никколо Паганини.
Программа II Международного фестиваля «Скрипка. Фестиваль. Санкт-Петербург», прошедшего в Северной столице в 2022-м, была посвящена 240-летию композитора.
Дискография
- «24 каприса для скрипки соло»
- «Шесть сонат для скрипки и гитары»
- «Шесть сонат для скрипки и гитары»
- «15 квартетов для скрипки, гитары»
- «Концерты для скрипки с оркестром № 1-6»
- Le Streghe
- «Интродукция с вариациями на тему «Бог хранит короля»
- «Венецианский карнавал»
- «Концертное аллегро Moto Perpetuo»
- «Вариации на тему Non pi? Mesta»
- «Вариации на тему Di tanti Palpiti»
- «60 вариаций во всех строях на генуэзскую народную песню Barucaba»
- «Кантабиле»
- Moto Perpetuo
- «Кантабиле и вальс»
- «Соната для большого альта»
Интересные факты
- В коллекции скрипок артиста были драгоценные инструменты работы Антонио Страдивари и Николо Амати. Самая любимая скрипка музыканта, созданная Джузеппе Гварнери, отошла по завещанию городу Генуе — она получила название «Вдова Паганини».
- Никколо категорически отказывался писать псалмы и не записывал собственные сочинения на бумаге.
- Артист не прерывал игру, если на скрипке лопались струны. Соната «Наполеон» была написана для одной струны.