Биография
Филлис Дороти Джеймс — британская писательница, авторству которой принадлежит ряд популярных детективных романов. Суммарный тираж ее опубликованных произведений превысил 60 млн копий. За свою творческую деятельность Джеймс была награждена ненаследуемым титулом баронессы, а также являлась офицером ордена Британской империи и лауреатом престижных премий.
Детство и юность
Филлис родилась в Оксфорде 2 августа 1920 года. Девочка училась в Британской школе, расположенной в Лундлоу, а затем посещала Кембриджскую школу. Джеймс не смогла получить высшее образование, так как ее семья не имела на это средств. Вдобавок отец девушки, налоговый инспектор, считал, что женщине оно не нужно.
На протяжении трех лет Филлис была сотрудницей налоговой инспекции, а потом осмелилась реализовать творческие амбиции и устроилась в Фестивальный театр в Кембридже, где работала ассистентом режиссера.
В 1949 году Филлис окончила курсы администраторов, что помогло ей устроиться в лондонскую больницу. Она была сотрудницей медицинского учреждения вплоть до 1968-го, а затем работала в уголовном отделе при Министерстве внутренних дел.
Личная жизнь
Филлис вышла замуж в 1941 году. Ее избранником стал Эрнест Коннор Бэнтри Уайт. Муж писательницы был врачом. Супруги воспитывали двух дочерей, Клэр и Джейн.
Личная жизнь Филлис и Эрнеста усложнилась после завершения Второй мировой войны. Женщина провела эти годы в качестве медсестры в Красном Кресте, ожидая возлюбленного. По возвращении с фронта у Уайта диагностировали психическое заболевание, из-за которого он не мог вести трудовую деятельность и обеспечивать семью. До конца его дней все расходы оплачивала Филлис.
Книги
Творческая биография писательницы берет начало в середине 1950-х. Ее дебютным произведением стал роман «Лицо ее закройте». Сюжет разворачивался вокруг главного героя — инспектора Скотланд-Ярда Адама Далглиша. Кроме того, в сочинении затрагивались вопросы бюрократии в Британии, а также слабые стороны англиканской церкви.
Спустя 2 года после публикации книги муж Филлис скончался, и она полноценно погрузилась в литературную деятельность, которую совмещала с работой в уголовном отделе. Библиография автора стала пополняться не только романами, но и рассказами, которые Джеймс писала для периодических изданий.
Сюжеты детективов Филлис были затейливыми, а характеры персонажей и нюансы обстановки автор описывала с чрезвычайной точностью. Первые произведения Джеймс писала в классических рамках. К ним относится «Саван для соловья», опубликованный в 1971-м. А «Невинная кровь», изданная позднее, уже в 1980-м, представляла собой психологический роман с детективной подоплекой.
Произведения Филлис были объединены в серию, где главным героем выступал Адам Далглиш. Поимка преступников в его случае была способом забыть о трагической гибели жены. Логик и стратег, наделенный способностью глубоко чувствовать, он стал связующим звеном нескольких романов Джеймс.
В книге «Неподходящее занятие для женщины», выпущенной в 1972 году, появился новый детектив. Девушка по имени Корделия Грей снискала симпатии читателей, которые видели логику развития сюжета в том, чтобы два действующих лица обрели счастье друг с другом. Но Филлис оставляла детективную составляющую на первом плане. Интрига этого романа заключалась в том, что жертва оказалась в центре повествования, и из-за нее скончалось большинство подозреваемых. Произведение обрело экранизацию в 1982-м.
В 1977 году опубликовали детектив «Смерть эксперта-свидетеля». Ключом к разгадке преступления в нем стал характер самого покойного. По книге также был снят фильм, который вышел на экраны в 1983-м. В 1987-м свет увидело произведение «Вкус к смерти». К этому периоду стиль писательницы претерпел некоторые изменения, и главенствующее место в романах отводилось этическим вопросам.
В 1989 году на полки книжных магазинов поступила книга Филлис «Ухищрения и вожделения», в которой описывался новый тип отрицательного героя, маньяка. Джеймс рассуждала: можно ли в угоду развития науки преступить закон и пожертвовать человеческой жизнью. «Первородный грех», вышедший в 1994-м, описывал схожую дилемму. Спустя 3 года Джеймс опубликовала книгу «Относительная справедливость», в которой вышеописанные вопросы рассматривались сквозь призму современного ей судебного законодательства.
К началу 2000-х в детективном направлении наметилось обновление тенденций, и это нашло отражение в произведении «Смерть в священном облачении». Работая в классической форме выбранного жанра, Филлис Джеймс награждала героев противоречивыми чертами характера. Она описывала моральные парадоксы, делая жертву и детектива функциональными фигурами повествования.
На протяжении всей карьеры Филлис придерживалась однажды предпочтенного направления. Единственной книгой, которая оказалась отступлением от традиций, оказалось «Дитя человеческое», написанное в фантастическом стиле.
Смерть
Джеймс продолжала литературную деятельность даже после выхода в отставку в уголовном отделе. Она была предана своему делу до самой смерти. Филлис скончалась 27 ноября 2014 года. Причинами смерти стали сопутствующие преклонному возрасту заболевания. Для потомков и поклонников творчества автора сохранились фото времен начала и завершения ее карьеры.
Библиография
- 1962 — «Лицо ее закройте»
- 1967 — «Неестественные причины»
- 1972 — «Неподходящее занятие для женщины»
- 1975 — «Черная башня»
- 1987 — «Время стать серьезной»
- 1989 — «Ухищрения и вожделения»
- 1992 — «Дитя человеческое»
- 1997 — «Относительная справедливость»
- 2005 — «Маяк»
- 2008 — «Женщина со шрамом»
Интересные факты
- В числе наград, которыми располагала Джеймс, были три «Серебряных кинжала Картье» и один «Бриллиантовый кинжал Картье», врученные Британской ассоциацией писателей детективов. Женщина также имела звание гранд-мастера Американской ассоциации. 12 романов автора удостоились номинаций на литературные премии.
- Филлис написала свою автобиографию. Произведение опубликовали в 1987 году.
- После введения в действие нового персонажа Корделии Грей литератору пришлось выпустить статью для читателей. В ней Джеймс объясняла, почему сохраняет верность традициям детектива, оставляя личные отношения героев на автором плане. По ее мнению, бракосочетание персонажей не имело отношения к главной цели ее произведений.