Биография
Фрэнсис Бэкон с ранних лет отличался вычурным стилем и экстравагантностью поведения. Это отразилось в его картинах, которые стали образцом экспрессионизма.
Детство и юность
Фрэнсис Бэкон родился 28 октября 1909 года в Дублине, Ирландия. Его отец был потомком сэра Николаса Бэкона — старшего сводного брата философа и мыслителя Фрэнсиса Бэкона, а мать происходила из семьи владельцев Шеффилдского металлургического предприятия. Мальчик рос вместе с братьями Харли и Эдвардом, а также сестрами Иантой и Уинифред.
Глава семьи стремился вырастить из сыновей настоящих мужчин, учил их охотиться и ездить на лошади. Но Фрэнсис был слишком болезненным и слабым, чтобы оправдать надежды отца. К тому же у него обнаружилась тяга к переодеванию в женскую одежду, и отношения с родителем окончательно испортились, когда тот застал юношу примеряющим мамино нижнее белье. Единственной, кто понимал художника, была няня Джесси Лайтфут.
По решению отца молодой человек отправился в Лондон, где жил впроголодь, получая скудное финансирование от матери. Чтобы сэкономить, Фрэнсис уклонялся от оплаты аренды жилья и начал участвовать в мелких кражах. Он пытался подрабатывать домашней прислугой и телефонистом в магазине женской одежды, но нигде не задержался надолго.
Вскоре парень, который еще в ранние годы осознал свою гомосексуальность, начал развлекать богачей, они делали ему дорогие подарки, угощали деликатесами и хорошим вином. Одним из любовников стал родственник по линии матери Сесил Харкот-Смит, к которому юношу отправил отец, надеясь, что тот сможет положительно повлиять на сына.
Поездка в Берлин оказала большое влияние на формирование интереса молодого человека к живописи. Он очутился в окружении немецкой богемы, посещал кинотеатры и выставки. Там Бэкон впервые увидел фильмы Фрица Ланга и Сергея Эйзентшейна. После этого парень отправился в Париж, где продолжил посещать картинные галереи и загорелся идеей стать художником.
Личная жизнь
Будучи гомосексуалом, мужчина не женился и не завел детей. На пике популярности его личная жизнь была частой темой для обсуждения в СМИ. Бэкона связывали отношения с Эриком Холлом, Питером Лейси и Джорджем Дайером. В последние годы он проводил много времени с Джоном Эдвардсом, с которым живописца связывали теплые платонические отношения.
Живопись
В 1929 году Фрэнсис вернулся в Лондон, где снял студию вместе с другом Эриком Олденом и няней. Он пытался работать дизайнером интерьеров, но услуги парня не пользовались спросом. В тот же период живописец разместил в журнале объявление, в котором описал себя как «спутника джентльменов». На него откликнулся брат Дугласа Купера, который помог молодому человеку устроиться оператором в лондонский клуб и развить навыки дизайна.
Первой картиной мастера, которая привлекла внимание общества, было «Распятие», вдохновленное «Тремя танцорами» Пабло Пикассо. Но работа была раскритикована, и парень почти на 10 лет прекратил рисовать. В этот период он приобрел иллюстрированную книгу о болезнях ротовой полости, которая поразила художника и отразилась на дальнейшем творчестве.
Когда началась Вторая мировая война, Бэкону удалось избежать призыва в армию из-за болезни — он страдал астмой. Молодой человек вызвался добровольно служить в гражданской обороне, но был вынужден уйти из-за обострения недуга. Тогда живописец вместе со своим любовником открыл подпольное казино.
Успех пришел к Фрэнсису в 1944 году, когда появилась картина «Три этюда к фигурам у подножия распятия», задавшая тон последующим работам в жанре экспрессионизма. После появления в галерее Лефевра работа была с восторгом принята критиками. В последующие годы мужчина много путешествовал и продолжал рисовать.
Вместе с популярностью Бэкона захватила жизнь лондонской богемы. Он стал частым гостем казино и увеселительных заведений, обзаводился новыми знакомствами. Несмотря на мрачность и жестокость, царившие на картинах, в жизни живописец оставался остроумным и обаятельным, что сбивало с толку журналистов, приходивших брать интервью.
Вскоре наступила темная полоса в биографии знаменитости: последовательно умерли четверо его друзей, няня и любовник, которому мужчина посвятил серию портретов под названием «Черные триптихи». Фрэнсис все больше пил и рисовал преимущественно автопортреты, аргументируя этот тем, что у него больше не осталось близких людей, которых он мог бы изобразить.
Смерть
Художник умер 28 апреля 1992 года, причиной смерти стал сердечный приступ. Тело подвергли кремации, а прах развеяли. В память об экспрессионисте остались его картины и фото.
Картины
- 1933 – «Распятие»
- 1944 – «Три этюда к фигурам у подножия распятия»
- 1953 – «Этюд по портрету папы Иннокентия X работы Веласкеса»
- 1962 – «Три этюда к распятию»
- 1964 – «Три фигуры в комнате»
- 1966 – «Портрет Изабель Роусторн»
- 1966 – «Портрет говорящего Джорджа Дайер»
- 1971 – «В память Джорджа Дайера»
- 1971 – «Автопортрет»
- 1972 – «Обнаженная женщина в дверном проеме»
- 1981 – «Триптих по мотивам «Орестеи» Эсхила»