Биография
Биографию американской писательницы, прародительницы «исповедальной поэзии» Сильвии Плат не назовешь простой. Клиническая депрессия, трагическая женская судьба и одиночество на 30-м году жизни довели ее до самоубийства. После себя поэтесса оставила богатое литературное наследие, которое спустя 20 лет после ее смерти удостоилось Пулитцеровской премии.
Детство и юность
Поэтесса родилась 27 октября 1932 года в Бостоне, Массачусетс, в семье американки австрийского происхождения Аурелии Шобер Плат и немца Отто Плата. Воспитывалась вместе с младшим братом Уорреном.
Отто Плат ушел из жизни 5 ноября 1940 года, через полторы недели после 8-го дня рождения Сильвии. Трагическое событие пошатнуло прежде крепкую веру поэтессы, до последних дней ее отношение к религии оставалось неоднозначным. А еще смерть отца разбудила в Плат творческое начало. Стоя над надгробием, она сочинила одно из известнейших своих стихотворений «Электра на пути азалии».
После кончины мужа Аурелия перевезла детей в Уэлсли, где в 1950 году Сильвия окончила школу.
Первые 9 лет своей жизни Плат описывала в дневнике цитатой: «Запечатанный, как корабль в бутылке, недоступный, устаревший, чистый, летающий миф». В 1950 году из женского частного гуманитарного Колледжа Смит поэтесса писала матери с иным настроением: «Мир раскололся у моих ног, как спелый, сочный арбуз».
Личная жизнь
Сильвия Плат встретила поэта Теда Хьюза 25 февраля 1956 года на вечеринке в Кембридже. Не прошло и полугода, как влюбленные сыграли свадьбу (16 июня).
1 апреля 1960 года родилась дочь Фрида. Вторая беременность Плат в феврале 1961-го закончилась выкидышем. В письме к лечащему врачу Сильвия писала, что за 2 дня до трагедии Хьюз избил ее. Сын Николас появился на свет 17 января 1962 года.
С виду счастливая личная жизнь Плат и Хьюза (на фото супруги излучали любовь) завершилась в сентябре 1962 года из-за измен поэта.
Творчество
Сильвии Плат исполнилось 8 лет, когда ее первое стихотворение опубликовали на странице Boston Herald. С того момента имя девочки регулярно украшало литературные колонки региональных журналов и газет.
Рассматривать творчество Сильвии Плат следует с учетом обстоятельства, что она страдала клинической депрессией и неоднократно лечилась в психиатрической больнице. Доктора, с которыми поэтесса обсуждала болезнь, помогли ее потенциалу раскрыться — благодаря им Плат стала думать о себе как о серьезном авторе.
Расцвет творчества Плат приходится на финал ее жизни — 1960–1963 годы. Поэтесса застала выход только двух своих книг: сборника «Колосс и другие стихотворения» (1960) и автобиографического романа «Под стеклянным колпаком» (1963), который изначально публиковался под псевдонимом Виктория Лукас.
«Под стеклянным колпаком» повествует о событиях лета 1953 года — времени, когда Плат впервые пыталась покончить с собой. Настоящего автора роман обрел лишь в 1971 году, мать поэтессы и Тед Хьюз возражали против того, чтобы убрать псевдоним.
Всего библиография Сильвии Плат насчитывает 9 поэтических сборников, 2 романа, 4 детских произведения, сотни писем, дневниковых записей и переводов французской лирики. Часть литературного наследия уничтожил Тед Хьюз, которому после смерти супруги досталось все ее имущество.
Сильвию Плат называют прародительницей «исповедальной поэзии». В произведениях такого жанра личные переживания играют основополагающую роль. Жажда смерти, потеря ребенка, жестокость супруга, отношения с родителями — все, что пугало и расстраивало поэтессу, обнажалось в стихотворной форме.
Сборник «Ариэль» (1965) стал культовым среди феминисток того времени. Собранные в нем произведения отражали женскую мудрость, ярость, амбивалентность к миру. Отчаянные строчки Сильвии Плат, сами того не желая, пробудили воинствующий дух не только в борцах за права женщин, но и рядовых домохозяйках, любящих матерях, нежных женах.
Кстати, после смерти Сильвии Плат именно феминистки обвиняли Теда Хьюза в безвременном уходе поэтессы. Якобы своей жестокостью, холодностью он довел супругу до самоубийства.
Смерть
Сильвия Плат неоднократно пыталась покончить с собой. Стремление к саморазрушению сглаживали таблетки, электросудорожная и инсулинокоматозная терапии.
Перед смертью поэтесса находилась в затяжной депрессии. Заботу о малолетних детях взяла на себя медсестра психиатрической клиники. Именно она 11 февраля 1963 года обнаружила бездыханное тело Сильвии Плат. Причина смерти — добровольное отравление угарным газом. Поэтессе было 30 лет.
Плат похоронили в Уэст-Йоркшире. По настоянию Теда Хьюза на надгробии написано: «Даже среди яростного пламени можно посадить золотой лотос».
Цитаты
«Если от человека ничего не ждешь, он не сможет разочаровать тебя».
«Выйти замуж и обзавестись детьми — это все равно, что подвергнуться промыванию мозгов, и твоя участь будет похожа на судьбу немого раба в некоем приватном, но тем не менее тоталитарном царстве».
«Мать сказала, что лучшее лекарство для человека, который слишком много о себе размышляет, — это помощь тем, кому приходится еще хуже, чем тебе».
Библиография
- 1960 - «Колосс и другие стихотворения» (сборник)
- 1963 - «Под стеклянным колпаком»
- 1965 - «Ариэль» (сборник)
- 1968 - «Три женщины: монолог для трех голосов» (сборник)
- 1971 - «Пересекая воду» (сборник)
- 1971 - «Зимние деревья» (сборник)
- 1981 - «Сборник стихов» (сборник)
- 1989 - «Волшебное зеркало»