Биография
Древнегреческий мыслитель Ксенофан Колофонский считался предшественником представителей Элейской школы, которая рассматривала вопросы единства и вечности и занималась анализом познания и бытия. Согласно сохранившимся цитатам и изречениям, философ не разделял общепринятого отношения к религии и стал соратником натуралистов и скептиков, которые в рамках собственных направлений использовали его сочинения.
Судьба
Из обрывочных сведений о ранней биографии Ксенофана сложилось представление о том, что он родился около 570 года до н. э. и был потомком Дексия или Орфомена Колофонских, которые жили в объединении полисов на территории современного Измира.
По информации, почерпнутой из «Записок» древнегреческого ритора Фаворина, во время персидского нашествия юноша стал жертвой работорговли и был выкуплен пифагорейскими философами, которых звали Орестад и Пармениск.
После освобождения, приняв облик странствующего поэта и исполнителя гомеровского эпоса, Ксенофан добрался до Южной Италии и некоторое время давал представления на сценах Элеи, Катана и Сиракуз. В тоже время он, вероятно, попал в ученики к Архелаю или Ботону Афинскому и проникся духом философии, которую развивал в сочинениях, написанных без участия муз.
Литературные труды «Основание Колофона» и «Выселение в Элею Италийскую», по некоторым данным, приобрели почитателей, и от них, созданных в форме сатирической силы, сохранилось порядка 20 отрывков.
В стихотворных строках Ксенофан завуалированно изложил собственные мысли, которые были приняты рано умершими сыновьями и молодыми философами и легли в основу Элейской школы раннего периода, а также направлений монизм и скептицизм.
Поэтому, дожив до старости и около 475 года до н. э. приняв смерть по незадокументированной и неизвестной причине, Ксенофан повлиял на течения сократовская диалектика и софизм.
Философия
Ксенофан, который на протяжении столетия не выработал собственной философской системы, считался одним из ранних представителей свободомыслия, критиковавшим понятие религия и бог. В сатирической форме он подверг осмеянию традиционные представления о политеизме, считая образы олимпийцев продуктом людского воображения.
По его мнению, искусственно сотворенные боги не имели права преобразовываться в предмет преклонения, поскольку они олицетворяли человекоподобный вымысел и не отличались соблюдением нравственных и моральных устоев.
Единственной причиной появления небесных эталонов философ считал невежество, которое стало основной идеей старой концепции и благодаря книгам поэтов эпохи Гесиода и Гомера породило неверное представление о богах. Он считал, что первоэлементом, подарившим жизнь множественному сущему, был некий абстрактный универсум, который присутствовал в мире изначально и основывался на понятии бытия.
Именно эта абстрактная шарообразная единая субстанция, которая незримо везде присутствовала, могла дать абсолютное знание и найти смысл во многих вещах. Такое расхождение между пониманием ощутимого и бестелесного положило начало впоследствии распространившейся теории познания, которая гласила, что если никто не найдет истины, то не будет возможным установить этот факт.
Подобная философия вылилась в рассуждения о непрерывности и изменчивости материи и положила начало диалектическому методу, согласно которому все сущее и несущее есть сознание, ощущение, мышление и материализм.
Разбирая окружающий мир с точки зрения такой концепции, Ксенофан внес неоценимый вклад в древнегреческую науку, описав в сочинениях множество природных явлений, родившихся исключительно из земли и воды. Так, в философской поэме «О природе», частично сохранившейся в переводе А. С. Пушкина, ученый считал первоначальным море, которое, судя по ископаемым, и создало многочисленные миры.
Разумеется, современники не могли принять эту и многие другие идеи философа, развившиеся в учениях элеатов и скептиков, внесших в науку собственный вклад. Благодаря им и оставшимся строкам, принадлежавшим произведениям Ксенофана, потомки получили представления о воззрениях, а прославленный ученик Платона Аристотель посвятил философу целый трактат.
Цитаты
- «Всё, что есть у людей бесчестного и позорного, приписали богам Гомер и Гесиод: воровство, прелюбодеяние и взаимный обман».
- «Из земли все (возникло) и в землю все обратится в конце концов».
- «Но если бы быки, лошади и львы имели руки и могли бы ими рисовать и создавать произведения (искусства) подобно людям, то лошади изображали бы богов похожими на лошадей, быки же — похожими на быков и придавали бы (им) тела такого рода, каков телесный образ у них самих (каждые по-своему)».
Библиография
- «О природе»
- «Основание Колофона»
- «Выселение в Элею Италийскую»