Анаксимен

Anaximenes
О знаменитости
Карьера
Дата рождения
585 г. до н. э.
Возраст
59 лет
Дата смерти
526 г. до н. э.
Место рождения
Семейное положение
не был женат
Соцсети
    5,0 / 5 (1 голос)

    Биография

    Античный мыслитель Анаксимен, последователь Фалеса и Анаксимандра, стал последним представителем Милетской школы, которая впервые заговорила о философии как о науке. Подобно своим учителям, Анаксимен развивал идеи о первоначале. Он пришёл к выводу, что основой мира является воздух: из него появляются огонь, земля и камни, это источник дыхания и, следовательно, жизни.

    Детство и юность

    Биографию Анаксимена составляют крупицы, в разы больше информации сохранилось о его учениях. Даже дата рождения остаётся загадкой. Учёные считают, что философ появился на свет в крупнейшем древнегреческом городе Милет (ныне территория Турции) либо в 585 году до нашей эры, либо в 560-м. Иностранные источники склоняются к первой версии.

    История Анаксимена не имеет хронологии. Например, нет информации, когда он стал учеником Анаксимандра. К счастью, труды философа такому забвению не подверглись и фрагментарно дошли до наших дней.

    В скульптуре и на картинах Анаксимена изображают мужчиной 30-35 лет с развитой мускулатурой (даже в бюстах об атлетичности философа можно судить по крепким плечам), горделивым греческим профилем, строгими губами, испещрёнными думами лбом. Голову и подбородок милетца обрамляют волнистые волосы.

    Философия и наука

    Милетская школа положила начало философии как науке в Древней Греции. К числу её представителей относят Фалеса, прародителя, Анаксимандра и Анаксимена.

    Во времена рассвета натурфилософии свои взгляды развивал ещё один значительный мыслитель Гераклит. Некоторые ошибочно причисляют его к Милетской школе, но официально философ никогда не принадлежал ни к милетцам, ни к последовавшим за ними пифагорейцам.

    Иными словами, Анаксимен — последний и самый просвещённый по современным меркам представитель Милетской школы.

    Главный вопрос, который мучил античных философов, — что является первоосновой вещей. Фалес полагал, что «всё из воды и всё в воду», Анаксимандр дал своему первовеществу название — апейрон, что означает вечную неопределённую стихию, беспредельную и бесконечную.

    Анаксимен же предположил, что субстратом служит воздух — всё, из чего состоит мир, образовалось вследствие сгущения или разжижения этой стихии. Аналогичной точки зрения придерживался Диоген Аполлонийский — натурфилософ, развивавший свои идеи вне школ.

    Воздух — это бесцветное и бесконечное вещество, которое не имеет материального воплощения. Его невозможно потрогать и почувствовать. И именно отсутствие привычных телесных качеств делает воздух архэ, то есть первоэлементом.

    Согласно представлениям Анаксимена, мир состоит из воздуха в разных его состояниях. Разряженный воздух, то есть нагретый, порождает огонь, а в глобальном масштабе — небесные светила: Солнце и Луну. Вода, осадки, земля и камни — следствие сгущения воздуха или его охлаждения.

    Анаксимен называет воздух первовеществом, потому что он является необходимым для дыхания элементом. Если не будет этой стихии, растения приостановят свой рост и вскоре умрут, а сердца людей и животных перестанут биться. Иными словами, по мнению милетца, дыхание есть жизнь, душа. Не будет воздуха — и всё сущее умрёт.

    Хотя по природе Анаксимен был человеком прагматичным, он не отрицал существование богов. Другие философы наделяли их высшей функцией — созданием архэ. Анаксимен своих соратников не поддержал. По его мнению, боги не генерировали воздух, а сами состояли из этой стихии. Иными словами, они являлись порождением материального субстрата и по сути своей не были божественными.

    Анаксимен внёс весомый вклад в метеорологию, астрономию, психологию, географию и пр. Так, наблюдая за природой, он одним из первых сказал, что град — это замёрзшая вода из туч, а град с добавлением воздуха есть снег. Погодные явления Анаксимен объяснял активностью Солнца.

    Небесным телам милетец уделял особое внимание. Одним из его главных открытий явилось то, что планеты и звезды — это не одно и то же: если первое, по мнению Анаксимена, есть нечто подобное Земле, то второе — следствие скопления земных испарений.

    Смерть

    Как и о личной жизни, доподлинные сведения о смерти Анаксимена не сохранились, включая самое главное — дату.

    Иностранные интернет-источники утверждают, что философ ушёл из жизни в 526 году до нашей эры, прожив 50 лет. Эксперты из России и стран СНГ не могут прийти к единой точке зрения, как и в случае с датой рождения. Они считают, что Анаксимен умер либо в 525-м, либо в 502 году до нашей эры. Причина смерти, вероятнее всего, не была противоестественной.

    Цитаты

    «Сомнения как осы, ведь расширяя знаний круг, плодишь неясные вопросы».
    «Так же, как наша душа, будучи воздухом, скрепляет каждого из нас, так и дыхание и воздух объемлют всё мироздание».
    «Воздух порождает все вещи, или своих “потомков”, путём сгущения и разряжения. И хорошо работающий пример-образец здесь — процесс валяния шерсти».
    «Воздух — начало души, богов и божеств — прозрачная, невидимая субстанция».

    Интересные факты

    • В отличие от своих наставников Анаксимен не интересовался математикой и биологией. Куда больше его занимали астрономия (или, скорее, космология) и метеорология. Философ предполагал, что Земля стоит на месте, а вокруг неё кружатся Солнце, Луна и другие небесные тела. Небесное светило, кстати, Анаксимен представлял плоским, как и Землю.
    • За интерес к космосу в 1935 году Международный астрономический союз увековечил имя Анаксимена в названии лунного кратера. Его диаметр составляет чуть больше 81 км, глубина — менее 1 км. На небесном светиле Анаксимен «соседствует» с пифагорейцем Филолаем и астрономами Джеймсом и Эдвином Карпентерами.
    • Сочиняя труды, Анаксимен пользовался простым языком, избегал громких афоризмов. Это одно из его главных отличий от Анаксимандра, которого обвиняли в написании «вычурной прозы». Чтобы последователям было удобнее понимать взгляды, Анаксимен прибегал к сравнениям. Например, Солнце и Луну он называл огненными листьями, плавающими в воздухе.