Биография
Кинематографист Иосиф Хейфиц — неоднократный лауреат Сталинской премии, за годы творческой карьеры открыл десятки ярких имен. В его выдающихся кинофильмах снимались советские актеры, чей вклад в историю мирового искусства был по достоинству оценен.
Детство и юность
Иосиф Ефимович Хейфиц родился в 1905 году в Минске в семье подданного Российской империи и его законной жены. О раннем детстве будущего кинематографиста, выпавшем на революционное время, в архив, доступный для поклонников творчества, достоверные факты не внесены.
Предполагалось, что в юном возрасте мальчик посещал мужскую гимназию, проявлял интерес к искусству, ходил в кино и много читал. О том, что впоследствии имя Хейфица станет известно интеллигентному обществу, в начале XX века никто из друзей и близких не знал.
Правда, трудовая карьера юноши началась в судебных органах, он работал помощником коменданта при трибунале ВЧК. Потом желание приносить пользу молодой перспективной державе заставило Иосифа стать учетчиком на предприятии Кременчуга.
В середине 20-х Стране Советов потребовались творческие люди, и Иосиф, обладавший природным талантом, поехал учиться в Ленинград. Он стал студентом нового отделения техникума кино и фотографии, выпускниками которого были обладатели высоких наград.
Однокурсником будущего режиссера являлся Александр Григорьевич Зархи, молодых людей связала дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Товарищ грузинской национальности, получив высшее образование, прославился в культурном обществе как прозаик, сценарист и мемуарист.
Для того чтобы обустроиться в большом городе, Иосифу понадобились средства. Он писал художественные рецензии для журналов и связанных с искусством газет. Знакомство с сотрудниками изданий «Рабочая неделя» и «Кинонеделя» неоднократно помогало мужчине в последующие несколько лет.
Он сумел сдать экзамены в Государственный институт истории искусств в Ленинграде, а потом стал сотрудником «Ленфильма», раньше называвшегося «Совкино». С этого момента окружение Иосифа Ефимовича Хейфица единогласно постановило, что его будущее предрешено.
Личная жизнь
В личной жизни советского режиссера были романтические истории, но первой настоящей любовью в молодости стала актриса Янина Жеймо. Полька, родившаяся в семье артистов, с детских лет выступала в цирке, а повзрослев, получила работу в полнометражном кино.
С будущим мужем женщина встретилась на съемках картины «Моя родина», до этого в ее биографии был несчастливый короткий брак. Иосифу Ефимовичу очень понравился характер белокурой красавицы, которая в поисках счастья отвергла ряд претендентов на сердце.
Посвящая время заботе о Янине и ее первой дочери, Хейфиц доказал актрисе, что из него выйдет хороший супруг. Идеальными семейными отношениями, сложившимися после официальной свадьбы, восторгались десятки знакомых, входивших в узкий дружеский круг.
Появление сына Юлия стало подарком для пары, радость омрачило расставание из-за Великой Отечественной войны. Дети с Иосифом Ефимовичем жили в эвакуации в Ташкенте, с нетерпением ожидая приезда матери и любимой жены.
Жеймо, остававшаяся в Ленинграде, работала в концертной бригаде, а также ухаживала за солдатами, оказавшимися в госпиталях. В письмах, адресованных супругу, женщина старалась рассказывать не об окружающих опасностях, а о редких спокойных днях.
В начале 1942 года семья планировала воссоединиться, актриса в компании сестры и племянницы отправилась в мирный Ташкент. К счастью, ее не оказалось в вагоне, попавшем под бомбардировку, но Хейфиц не узнал об этом в жизнеопределяющий момент.
Спустя год после получения известий о гибели супруги режиссер смирился с утратой, Ирина Владимировна Светозарова помогала воспитывать детей. Янина, «восставшая из мертвых», узнала о новых отношениях, и о последовавшем за этим разрыве мужчина жалел до последних дней.
Это никоим образом не отразилось на новом официальном браке, в котором у кинематографиста родились наследники, пошедшие по отцовским стопам. Дмитрий работал над сериалами, полюбившимися российским зрителям, а Владимир засветился в элитных театральных кругах.
Фильмы
Полноценная творческая карьера Хейфица началась с фильма «Луна слева», соавтором выступил однокурсник Александр Зархи. Впоследствии тандем кинематографистов выпустил десятки историй об отношениях, человеческом счастье, безграничной преданности и любви.
Иосиф Ефимович заработал репутацию талантливого сценариста, двигаясь дальше, он стал режиссером на национальной студии «Совкино». Возглавив постановочную бригаду, мужчина выпустил ленты о молодежи «Горячие денечки», «Полдень», «Транспорт огня» и «Ветер в лицо».
В военное время в фильмографии Хейфица появились политически ориентированные проекты «Депутат Балтики», «Член правительства», «Во имя жизни» и «Малахов курган». Советские критики, регулярно знакомившиеся со всем, что предназначалось для глаз народа, называли эти произведения классическими образцами драмы.
Оказавшись в эвакуации в Ташкенте, Иосиф руководил «Узбекфильмом» и в тяжелые для СССР месяцы работать не прекращал. Он создал историческую картину «Его зовут Суха-Батор» о жизни монгольского революционера, имевшей трагический финал.
1950-е годы считались расцветом творчества ленинградского кинематографиста, выдающейся работой в этот период стала лента «Большая семья». «Дорогой мой человек» и «Дело Румянцева» также пользовались успехом у публики, отмечавшей преподнесение событий без приукрашивания и лжи.
Особняком стояли проекты «Ася», «Шурочка» и «Дама с собачкой», а также экранизация книг Антона Чехова под названием «В городе С.». Ленты «День счастья», «Впервые замужем», «Единственная» и «Салют, Мария!» в 60–70-е годы вызывали массовый интерес.
Автор сценария и режиссер этих фильмов получил ряд государственных премий, на фестивалях в зарубежных странах с нетерпением ждали новых работ. Хейфиц становился обладателем призов в Риме, Чикаго и Лондоне, опережая представителей европейских и западных широт.
Залогом международного успеха признали мастерство в создании характеров, прорисовку главных и второстепенных образов с целью раскрыть внутренний мир. Следующее поколение кинематографистов, продолжавшее укрепившиеся традиции, использовало проекты Иосифа Ефимовича как определяющий ориентир.
В 80-х годах на «Ленфильме» открылось образовательное учреждение, уроженца Минска попросили стать одним из учителей. За деятельность в качестве наставника вечный энтузиаст профессии получил сердечную благодарность советских людей.
Смерть
В апреле 1995 года Иосифа Хейфица не стало, о причине смерти кинематографиста родственники предпочли не говорить. У могилы на сельском кладбище, расположенном под Санкт-Петербургом, собрались люди, убежденные, что фильмы мастера будут жить вечно.
Получилось так, что творческое наследие жителя Советского Союза на долгие десятилетия вошло в национальный кинофонд. Классические художественные и документальные фильмы, созданные режиссером и сценаристом, одинаково любили простые зрители, критики и культурный бомонд.
Фильмография
- 1930 — «Ветер в лицо»
- 1933 — «Моя Родина»
- 1935 — «Горячие денёчки»
- 1936 — «Депутат Балтики»
- 1942 — «Его зовут Сухэ-Батор»
- 1944 — «Малахов курган»
- 1950 — «Огни Баку»
- 1954 — «Большая семья»
- 1955 — «Дело Румянцева»
- 1958 — «Дорогой мой человек»
- 1960 — «Дама с собачкой»
- 1963 — «День счастья»
- 1966 — «В городе С.»
- 1973 — «Плохой хороший человек»
- 1975 — «Единственная»
- 1977 — «Ася»
- 1979 — «Впервые замужем»
- 1989 — «Бродячий автобус»
Интересные факты
- Вторая семья режиссера обитала в поселке Комарово, на гонорар с фильма «Дело Румянцева» удалось возвести добротный дом. В уютной гостиной собирались увлеченные искусством люди, с которыми хозяин познакомился в Советском Союзе и за рубежом.
- На съемочной площадке кинематографист сотрудничал со знаменитыми актерами, среди них были Владимир Высоцкий, Анатолий Папанов и Олег Даль. Благодаря дружеской атмосфере, царившей в павильонах «Ленфильма», мастер выносил на обсуждение каждую незначительную деталь.
- Театрального режиссера Леонида Хейфеца некоторые несведущие люди считали единокровным братом создателя десятка картин. Имя отца, место рождения и выбор творческой профессии были поводом для слухов о предках талантливых мужчин.