Биография
Марсель Дюшан наряду с живописцами Пабло Пикассо и Анри Матиссом повлиял на развитие изобразительного искусства в начале и середине 1900-х годов. Он слыл разносторонне развитым человеком, увлекавшимся музыкой и шахматами, и сейчас его имя носит премия для молодых художников.
Детство и юность
Анри-Робер-Марсель Дюшан родился 28 июля 1887 года в нормандской семье, где дедушка считался признанным мастером акварелей и гравюр. Его будущая биография оказалась предопределена с детства, которое прошло в доме, полном картин и скульптур.
Образованные и интеллигентные родители любили музыку и литературу, а также играли в шахматы со знакомыми и друзьями по вечерам. Братья и старшая сестра Марселя получили академическое образование, и одаренный от природы мальчик вскоре пошел по их стопам.
Сначала он отправился учиться в руанский лицей Пьера Корнеля и был силен в математике и ряде гуманитарных наук. В 1903 году он получил первый приз за живопись и решил уделять внимание художественному творчеству.
Преподаватели отмечали врожденный талант юного Дюшана и хотели, чтобы он развивался как классический реалист. Но подросток попал под влияние современных авангардных течений и предпочитал яркие краски и уверенную твердую кисть.
Проводя летние каникулы с братом-художником Жаком Вийоном, Марсель написал серию импрессионистских масляных и акварельных работ. Потом он начал экспериментировать с классическими изобразительными техниками и со временем сумел разработать уникальный творческий подход.
Потом, в процессе 2-летней учебы в Академии Жюлиана, юноша прославился как мастер шаржей и карикатур. Они пользовались популярностью из-за юмористических непристойных надписей и представляли собой словесный и визуальный каламбур.
Личная жизнь
В личной жизни Марселя Дюшана были три абсолютно разные женщины, и, по воспоминаниям современников, счастье пришло только с последней из них. Алексина Саттлер, дочь хирурга, превзошла первую жену и любовницу и провела 14 лет с художником в разговорах об искусстве и шахматах.
Живопись
Ранние работы художника экспонировались в Обществе осенних салонов, которое организовал архитектор по имени Франц Журден. Графика и акварельные рисунки получили негативные отзывы современников и возмутили таких мастеров живописи, как Поль Сезанн и Эжен Каррьер.
В начале 1910-х Дюшан познакомился с рядом знаменитостей и под влиянием модернизма и кубизма создал серию экспериментальных работ. В картине «Грустный юноша в поезде» он использовал принцип 4-го измерения и вытянул центральную фигуру, нарушив традиционный подход.
После этого появилась картина «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», в которой автор использовал принцип стробоскопа и полупрозрачный цветной градиент. Перед этим Марсель сделал десяток эскизов в виде фотопленки и в итоге нарисовал процесс движения, досконально продумав каждый момент.
Произведение Дюшана вызвало споры, связанные с композицией и названием, тем не менее его взяли на выставку «Салона независимых» в 1912 году. После этого художник написал только одну картину в таком стиле, потому что стал теоретиком искусства и проявил склонность к сюрреализму.
Он сделал ряд инсталляций со случайно взятыми объектами, которыми могли быть деревянная планка, веревка или колесо. Многие работы утрачены по инициативе самого Марселя, но оставшиеся произведения всколыхнули французское общество.
В 1915 году художник переехал в Соединенные Штаты и обзавелся покровителями, оценившими его оригинальный талант. Участвуя в организации выставок современного искусства, француз создал группу Société Anonyme, которая помогла прославиться Полу Клее и другим мастерам.
В американский период Дюшан сблизился с некоторыми представителями дадаизма, стиля, который отражал последствия кровопролитной Первой мировой войны. Его неоднозначное произведение «Фонтан», на самом деле бывшее писсуаром с автографом, было отклонено Обществом независимых и вызвало скандалы и споры.
В 1918 году Марсель неожиданно оставил искусство и вскоре получил известность как талантливый шахматист. Он участвовал в чемпионате Франции и играл долгие партии с Джоном Милтоном Кейджем, который позиционировался как гроссмейстер-любитель, композитор и инструменталист.
Смерть
Смерть Дюшана по причине инфаркта стала неожиданностью для родных и близких, которые узнали печальную новость в 1968 году. В наследство потомкам Марсель оставил произведение под названием «Данное», которое можно было увидеть только через небольшую скважину.
Картины
- 1902 – «Игра»
- 1910 – «Рай, Адам и Ева»
- 1911 – «Грустный юноша в поезде»
- 1911 – «Портрет шахматистов»
- 1912 – «Обнаженная, спускающаяся по лестнице»
- 1915 – «Заблаговременно разорванные объятья»
- 1917 – «Фонтан»
- 1919 – L.H.O.O.Q
- 1923 – «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах» («Большое стекло»)
- 1925 – «Вращающаяся полусфера»
- 1945 – 1966 – «Данное»