Биография
Франц Марк — известный немецкий художник, чье творчество — талантливый микс символизма и экспрессионизма. Он один из основателей группы «Синий всадник». На мышление живописца огромное влияние оказали французские постимпрессионисты, чей отчетливый след виден во всех работах Марка.
Детство и юность
Франц Мориц Вильгельм Марк родился в баварском Мюнхене в феврале 1880 года в семье с еврейскими корнями. Для Вильгельма и Софи Марк Франц оказался вторым ребенком. Первенец Пол родился тремя годами ранее.
Отец, по специальности юрист, серьезно увлекался живописью и слыл профессиональным пейзажистом. Это увлечение оказало решающую роль на дальнейшую биографию младшего сына.
В ранней юности Франц погрузился в теологию и философию, мечтая посвятить жизнь религии. После окончания школы в 1899-м стал студентом факультета философии Мюнхенского университета. Года хватило, чтобы Марк понял ошибочность выбора и бросил учебу.
В 1900-м молодой человек влился в ряды художественной академии, которую окончил спустя 3 года. Учился у видных мастеров кисти и педагогов Габриэля фон Хакля и Вильгельма фон Дица.
Личная жизнь
Как и творчество, личная жизнь Марка сложна и противоречива. Неудачи в отношениях с женщинами во многом определили жанровый выбор мастера и подтолкнули к окончательному решению изображать животных.
В 1907-м Франц взял в жены коллегу Марию Шнюр, иллюстратора и создательницу силуэтов. Брак двух сложных и харизматичных людей закончился через год. Дети в нем не появились.
Как выглядел художник, можно увидеть на немногих сохранившихся фото и портрете кисти Макке.
Живопись
Академическое обучение дало Францу Марку основы художественного мастерства, но молодому художнику претил традиционный подход преподавания. Поездка в 1903 году в Париж оказала решающее влияние на творчество. Франц провел немало часов в Лувре, где познакомился с работами мэтров. Также привлекли внимание японские гравюры, но изменить восприятие мира удалось не мастерам эпохи Возрождения, а импрессионистам.
Вторая поездка во Францию в 1907-м окончательно определила стиль молодого живописца, пришедшего в восторг от картин постимпрессионистов Гогена, Сезанна и Ван Гога. Полотна мастеров перевернули сознание и повлияли на выбор направления. Марк приступил к изучению анатомии животных, которых мечтал рисовать.
Сделать главными героями картин лошадей, оленей, кошек и собак Франца Марка подтолкнуло убеждение, что люди несовершенны и даже уродливы, а животные — высшие существа, чистые и гармоничные, не испорченные влиянием цивилизации.
Проба кисти Марка — гобелен «Орфей и звери» — побуждала публику вспомнить позабытый земной рай, первозданную красоту животных, покорных воле Творца. После 1908-го в творчестве экспрессиониста все чаще присутствуют изображения лошадей.
В 1910 году Франц Марк познакомился с коллегой Августом Макке. Вместе с ним в сентябре того же года вступил в объединение экспрессионистов, в котором состоял до конца 1911-го.
Знакомство с русскими абстракционистами Василием Кандинским, Марианной Веревкиной и Алексеем Явленским, а также общий интерес к модернистским направлениям фовизму и кубизму подтолкнули художника с группой единомышленников к выходу из объединения и созданию группы «Синий всадник». Марк и Макке полагали, что внутреннее и внешнее восприятие человеком окружающего мира следует объединить. Теоретиком идеи стал Кандинский.
Однако Франц Марк, будучи в «Синем всаднике», нашел свой стиль. В цветовое решение и форму революционер внес некую напряженную экзальтацию, при этом выдержав романтическую линию. Известные работы этого периода — полотна «Голубая лиса», «Желтая корова», «Синяя лошадь», «Мечта».
Картины, датированные 1913 годом, наполнены предчувствием драматических событий. Ощущается крен мастера в сторону абстракционизма. Тревога и апокалиптические ожидания Марка обусловлены военными событиями. Наиболее показательны в этом плане работы «Судьба животных» и «Башня синих лошадей». Последнее полотно утрачено в годы Второй мировой войны.
Картины последнего года творчества — 1914-го — характерны окончательным переходом в абстракционизм и стиранием порога реальности, чему доказательство — картины «Тироль» и «Борьба форм».
Смерть
Тревожные предчувствия Марка накануне разразившейся Первой мировой войны оправдались. Художник отправился на фронт добровольцем. Весной 1916-го он был смертельно ранен под французским Верденом.
Ранение осколком снаряда стало причиной смерти. Мастер скончался в 36 лет.
Работы знаменитого художника можно увидеть в муниципальной галерее в Ленбаххаусе, пригороде Мюнхена.
Картины
- 1905 — «Автопортрет»
- 1905 — «Этюд небольшой лошади»
- 1906 — «Голова лошади»
- 1908 — «Прыжки собаки Шлик»
- 1909 — «Косули в камышах»
- 1910 — «Выпас лошадей»
- 1910 — «Лошадь в пейзаже»
- 1911 — «Голубая лиса»
- 1911 — «Желтая корова»
- 1911 — «Синяя лошадь»
- 1912 — «Мечта»
- 1913 — «Башня синих лошадей»
- 1913 — «Судьба животных»
- 1914 — «Тироль»
- 1914 — «Борьба форм»