Йозеф Бойс

Joseph Beuys
О знаменитости
Карьера
Дата рождения
Возраст
64 года
Дата смерти
23 января 1986 г.
Место рождения
Семейное положение
был женат
Соцсети
    0,0 / 5 (0 голосов)

    Биография

    Немецкий художник Йозеф Бойс был теоретиком постмодернизма, стиля, нашедшего отражение в большинстве его зрелых работ. В инсталляционных перформансах мастера, граничивших с театрализованными представлениями, могли появиться тушка зайца или настоящий дикий койот.

    Детство и юность

    Биография Йозефа Бойса началась в мае 1921 года с рождения в семье немецкого торговца и его молодой жены. Дом будущего художника находился в Северном Рейн-Вестфалии, на берегах живописной западноевропейской реки.

    В детстве мальчик получал образование в католической школе, а затем в гимназии и, проявляя талант к рисованию, выделялся среди учеников. Он также занимался музыкой по классам фортепиано и виолончели и увлеченно читал произведения классических немецких авторов.

    Любимыми предметами Йозефа считались зоология и медицина, и однажды это спасло от уничтожения неугодный нацистам научный трактат. Повзрослев, по примеру товарищей юноша примкнул к обществу «Гитлерюгенд» и до 1941 года оставался членом организации НСДАП.

    В старших классах будущий художник заботился о животных в цирке, а потом записался в люфтваффе и добровольно ушел на фронт. Он участвовал в крымских сражениях в должности стрелка-бомбардировщика и чудом не погиб в самолете, который потерял убитый пилот.

    После безоговорочной капитуляции Германии Бойс попал в плен к британцам, но через 2 месяца освободился и благополучно вернулся домой. К 1945 году он решил профессионально заняться искусством и навсегда покончить с прошлым, связанным с кровопролитной войной.

    Получив высшее образование в Дюссельдорфской художественной академии, молодой мастер создал партию из абитуриентов и профессоров. После столкновений с немецкими властями, не поддержавшими идею студенческого равноправия, Бойс перестал интересоваться политикой и освободился от правительственных оков.

    Личная жизнь

    Личная жизнь Йозефа Бойса меркла на фоне выдающегося творчества, но в ней присутствовала жена Ева, родившая в браке двоих детей. Избранница не участвовала в представлениях и не попадала в объективы фотографов, но, судя по опубликованной информации, оставалась с мужем до конца дней.

    Творчество

    Бойс начал как традиционный художник, проявлявший способности к графике и живописи, о чем свидетельствовала серия ранних сюжетных миниатюр. На картинах, напоминавших по стилю первобытные наскальные рисунки, он изображал растения, животных и ряд человеческих фигур.

    Позже мастер заинтересовался скульптурой и начал делать импрессионистские надгробия, наполненные религиозной мистикой и пугавшие большинство людей. А в середине 1960-х Йозеф перешел к искусству перформанса и с помощью инсталляций с неожиданными предметами приступил к воплощению собственных идей.

    Работы немца этого периода стали образцами течения флюксус, которое зародилось в Европе в 1950–1960-х годах. Эпатажное творчество, противопоставленное основной массе академических жанров, отразилось в хеппенингах, уличных акциях, антитеатре и деколлажах.

    Особенностью арт-объектов Йозефа, созданных в этом стиле, стали неожиданные материалы: сало, сыр, войлок и фетр. В произведениях они создавали ощущение отчужденности и попыток слиться с природой на языческий, шаманский манер.

    В 1965 году в галерее Дюссельдорфа состоялся перформанс Бойса «Как объяснить картины мертвому зайцу». Хождение по залам с тушкой животного с головой, облитой медом, напоминало зрителям за пределами зала странную магическую игру.

    Однако для автора эти действия были полны символического смысла, который заключался в попытке объяснить искусство с помощью молчаливых слов. Критики, увидевшие фотографию немца, сидящего с мертвым спутником на стуле, в журналах и газетах написали, что это Мона Лиза новых веков.

    В 1974 году мастер продемонстрировал представление под названием «Я люблю Америку, и Америка любит меня». Он, завернутый в одеяло из войлока, заперся в изолированной комнате и провел наедине с диким койотом временной отрезок длиной в 3 дня.

    Еще одним знаменитым проектом считалась акция на выставке Documenta, в ходе которой художник планировал посадить 7 тыс. дубов. Незадолго до этого события произведения Бойса показали в Нью-Йорке, и они потрясли американскую публику, журналистов и критиков.

    Смерть

    В последние годы жизни Бойс выступил как теоретик постмодернизма и, пытаясь продвинуть это искусство, участвовал в выборах в бундестаг. А после смерти по причине инфаркта 23 января 1986 года ретроспектива арт-объектов Йозефа вызвала в Европе настоящий аншлаг.

    Работы

    • 1958 – «Актрисы»
    • 1960 – «Дочь короля видит Исландию»
    • 1961-1975 – «Две овечьи головы»
    • 1962 – «Сибирская симфония, часть 1»
    • 1964 – «Стул с жиром»
    • 1965 – «Как объяснить картины мертвому зайцу»
    • 1966 – «Гомогенная инфильтрация для рояля»
    • 1969 – «Сани»
    • 1970 – «Фетровый костюм»
    • 1974 – «Койот: Я люблю Америку, и Америка любит меня»
    • 1981 – «Терремото» («Землетрясение»)
    • 1982 – «7000 дубов»
    • 1985 – «Батарейка Капри»