Биография
Ксенофонт — древнегреческий писатель и историк, авторству которого принадлежат несколько трудов. В них он собрал свои мысли и определил точку зрения относительно экономических, политических и философских вопросов. Литературный деятель также реализовался в качестве политика и полководца.
Судьба
Ксенофонт родился около 430 года до н. э. в Афинах. Эксперты предполагают, что он происходил из состоятельной семьи, имевшей отношение к сословию всадников. Детство и юношеские годы литератора прошли на фоне Пелопонесской войны. Этим обусловлено военное образование, которое получил молодой человек. С юных лет Ксенофонт был последователем Сократа, что отчасти повлияло на сложившееся мировоззрение автора.
Афины проиграли в войне, и антидемократические настроения, взявшие верх на территории родины, подтолкнули Ксенофонта к отъезду. Он присоединился к экспедиции Кира. Впоследствии полководец руководил арьергардом в ходе отступления греков. Вместе с союзниками мужчина прошел Вавилон, участвовал в битве при Кунаксе, побывал в Армении и Византии, Фракии и Пергаме. В Месопотамии герой встал во главе греческого войска и во Фракии был главнокомандующим.
В Афинах мужчину осудили за государственную измену как сподвижника спартанцев. Ксенофонт объединился с правителем Спарты Агесилаем, служа под его покровительством. Некоторое время военачальник провел в подаренном имении рядом с городом Скиллунта, где занимался литературной деятельностью до войны с фиванцами. Битва при Левктрах повергла его в бегство и заставила перебраться в Коринф. К тому моменту, когда на родине отменили приговор об изгнании политика, он мог вернуться в Афины, но биография Ксенофонта вскоре оборвалась.
Причиной смерти военачальника стал преклонный возраст. О личной жизни полководца информации нет.
Творчество
Произведения автора сохранились в хорошем состоянии и дошли до наших дней. Историки разделяют сочинения литератора на направления — «Сократические сочинения», к которым относятся «Меморабилий», «Апология Сократа», «Пир» и «Домострой», историко-политический роман «Киропедия» и рукописи «Анабасис» и «Греческая история». Также отдельно отмечают произведения «Агесилай», «Государство лакедемонян», «Гиерон», «О верховой езде» и другие труды.
Жизненная философия и мировоззрение писателя четко просматриваются в сочинениях. Будучи защитником афинского народа, он выступал против демократии. Ксенофонт восхищался спартанским воспитанием, ставя его в пример афинянам. Свои мысли автор зачастую излагал от третьего лица, документируя их в своеобразных беседах, участником которых выступал Сократ.
Основополагающими категориями Ксенофонт считал воспитание характера и постоянное обучение. Он проповедовал необходимость умения вести хозяйство и наличия военных навыков. Литературный деятель считал труд необходимостью, которая развивает физическую выносливость. В произведениях автора просматривается открытая симпатия к людям среднего сословия, которые становятся основой государства. К тем, кто не кичится достатком и способен к труду на благо родины.
Подкреплением точки зрения Ксенофонта по вопросу хозяйственного устройства, рабовладельческого строя, взаимоотношений между членами семьи стало сочинение «Домострой». Это квинтэссенция философии аристократических слоев общества. Наставнический характер произведения по замыслу автора предполагает, что его последователи будут ориентироваться на данные рекомендации в воспитании характера и устройства повседневной жизни.
Государственную программу и политические взгляды Ксенофонт изложил в сочинении «Меморабилий». В нем нет восхваления персов и спартанцев, но литератор вновь представляет собственные взгляды, публикуя их под именем Сократа. Этот труд представляет собой ряд бесед, в которых освещается позиция политика.
В «Киропедии» сочинитель раскрывает управленческие идеи, признавая влияние экономических факторов на жизнь социума. Произведение с повествовательной тональностью является примером беллетристики, аналогу которому в те времена не находилось. Затрагивая вопросы философии и морали, литератор высказывается о храбрости, верности, любви, совмещая рассуждения с практическим информированием читателя о военной тактике, видах снаряжения и об общей подготовке служащих.
Исторические произведения «Анабасис» и «Греческая история» считаются достоверными первоисточниками и представляют собой литературную ценность. «Анабасис» включил в себя 7 книг. Предполагается, что публикация труда произошла анонимно, так как в «Греческой истории» автор признавался: говорить подробно о походе Кира он не намерен.
Помимо произведений крупной формы, писатель высказывал взгляды в небольших сочинениях политической и военной тематики. К ним относятся «Агесилай», «Гиерон» и «Государство лакедемонян». Эти творения подтверждают антидемократическую позицию литератора, восхваляют конкретных персонажей, преувеличивая их качества и приукрашая действительность. Выступая в противовес Агесилаю, образ Гиерона оказывается отрицательным. На этом примере Ксенофонт описывает положительные и отрицательные качества правителя.
«Государство лакедемонян» — беседа о законах и решениях, которые переживают человека, утвердившего их. Здесь много говорится о спартанской системе. Недостатком сочинения стал узкий политический и исторический кругозор Ксенофонта. Он заблуждался, думая, что любое государство вне зависимости от масштабов способно функционировать по примеру Спарты.
Историкам сложно предположить даты создания произведений автором, но считается, что у него были наработки, на основе которых автор писал свои сочинения. К числу таких записей относятся воспоминания о Сократе.
Произведения литературного деятеля отличаются продуманностью и цельностью. Язык автора прост и понятен, его лаконичность выглядит эстетично. Риторическая техника с применением анафоры, антитезы и сравнений характерна для каждого из трудов Ксенофонта.
Библиография
- «Анабасис»
- «Греческая история»
- «Киропедия»
- «Агесилай»
- «Воспоминания о Сократе»
- «Защита Сократа на суде»
- «Пир»
- «Домострой»
- «Гиерон»
- «Лакедемонская полития»
- «Доходы города Афин»
- «О коннице»
- «Охота»
- «Гиппарх»