Биография
Попав еще студентом в первую фольклорную экспедицию, Дмитрий Покровский настолько проникся красотой и духом народной культуры, что сделал ее объектом исследований, предметом творчества и в конечном итоге — главным делом жизни. Мужчина прославился как создатель певческого ансамбля-лаборатории народной музыки, главным принципом которого стало бережное воссоздание и аутентичное исполнение фольклорных композиций.
Детство и юность
Дмитрий Викторович родился в 1944 году в Москве в семье Николая Викуловича Кулакова и Нины Рафаиловны Будановой. Отец принадлежал к военному казачеству, а мать работала искусствоведом. Родители недолго прожили вместе, а потому отчество Покровский взял от отчима, который участвовал в его воспитании. Фамилия ему досталась от бабушки.
Мальчик увлекался музыкой и занимался во Дворце пионеров игрой на балалайке, преуспев в этом деле так, что стал преподавать детям, еще не окончив среднюю школу.
Всесторонняя одаренность и победа на Всесоюзной олимпиаде по математике открывали перед юношей двери в любые вузы, но тот выбрал музыкальное училище, где стал учиться на отделении народных инструментов. Преподавателем Покровского был выдающийся советский балалаечник, дирижер и педагог Павел Иванович Нечепоренко.
Учебу Дмитрий совмещал с дирижированием в клубном оркестре «Метростроя» и ассистировал дирижеру Детского ансамбля песни и пляски им. В. С. Локтева. Высшее образование музыкант получил в институте им. Гнесиных, где мастерству солиста-балалаечника его учил педагог Александр Борисович Поздняков.
Личная жизнь
Личная жизнь Дмитрия Викторовича складывалась благодаря профессии. Его первой женой стала Тамара Смыслова — певица и солистка ансамбля народной музыки. В 1972 году в семье родилась дочь Надежда. Однако браку суждено было распасться. Тамара стала руководить Театром народной музыки — коллективом, подхватившим традиции, заложенные Покровским, и исполняющим репертуар древних славян, песни русского севера и юга, казачьи песни.
Второй супругой стала кандидат филологических наук, исследователь фольклора и специалист по восточным и южным славянам Флорентина Бадаланова, родившая мужу дочь Цвету.
Музыка
Поначалу Покровский работал в Московской филармонии, где руководил народным ансамблем, и параллельно преподавал в училище. Поворотным моментом стала поездка с исследовательской экспедицией в архангельскую деревню Борок, где музыкант увидел старушек, с такой мощью исполняющих народные песни, что они давали фору профессиональным вокалистам.
Увлекшись аутентичным фольклорным искусством, Дмитрий сделал его объектом пристального исследования. В 1973 году мужчина организовал экспериментальную певческую лабораторию, получившую известность как Ансамбль Покровского. Этим коллективом музыкант руководил 23 года — всю оставшуюся жизнь.
Официальные власти, предпочитавшие народной культуре пролетарскую, относились к работе фольклориста негативно, однако это не помешало обретению всесоюзной популярности, которая выплеснулась за пределы страны и принесла Дмитрию всемирную славу. Он стал заметной фигурой на культурной карте СССР, занимаясь творческой, научной и общественной деятельностью, направленной на изучение и популяризацию национальных традиций и народного искусства.
Ансамбль Покровского не только скрупулезно обрабатывал вокальное и инструментальное народное наследие, но и экспериментировал с современной классической музыкой, исполняя композиции Альфреда Шнитке, Родиона Щедрина, Игоря Стравинского. Коллектив сотрудничал с театрами и кинорежиссерами, участвуя в создании музыки к спектаклям и фильмам, среди которых «Крейцерова соната» Михаила Швейцера, «Аленький цветочек» Ирины Поволоцкой, «Родня» Никиты Михалкова и многие другие.
Концерты Ансамбля Покровского пользовались популярностью на родине и за рубежом. В 1986 году группа выступила в Москве совместно с джазовым коллективом Пола Уинтера. Американец стал другом и творческим соратником Дмитрия Викторовича, вместе с которым тот реализовал много экспериментов. В результате одного из них появился диск «Пульс земли».
В 1987-м Покровский и его ансамбль пришли в гости на передачу «Музыкальный ринг», что сделало их широко известными по всему Союзу. Артисты гастролировали по миру, давали концерты в США и стали идейными вдохновителями для фольклористов других стран. Там создавались коллективы, воссоздающие вокальные аутентичные техники, бравшие за основу наработки Ансамбля Покровского.
Смерть
В 1996 году Покровский был полон энергии и творческих планов. Мужчина намеревался читать цикл лекций по искусству в американском колледже штата Вермонт, планировал защищать диссертацию, посвященную русскому свадебному обряду, и хотел устроить фольклорную экспедицию в Республику Коми. Однако этим намерениям не суждено было сбыться.
29 июня 53-летний Дмитрий Викторович скоропостижно скончался, причиной смерти стал обширный инфаркт. Последним, кто видел музыканта в живых, оказался композитор Антон Батагов — на пороге его дома Покровский упал и уже не вставал. Похороны артиста состоялись на Ваганьковском кладбище.
Спектакли и фильмы
- 1976 — «Туфли с золотыми пряжками»
- 1977 — «Аленький цветочек»
- 1980 — «Никудышная»
- 1980 — «Соломенный жаворонок»
- 1981 — «Отпуск за свой счёт»
- 1981 — «Прощание»
- 1981 — «Родня»
- 1982 — «Старый кувшин»
- 1983 — «Семён Дежнёв»
- 1984 — «Медведь — липовая нога»
- 1984 — «Мёртвые души»
- 1986 — «Жизнь Клима Самгина»
Интересные факты
- В 2005 году в издательстве «Ассоциация Эскорт» вышла книга «Дмитрий Покровский. Жизнь и творчество». Тираж издания составил тысячу экземпляров, и оно сразу стало библиографической редкостью. В него вошли статьи музыканта, редкие фото, интервью, беседы и воспоминания, дающие дополнительные штрихи к биографии фольклориста.
- Исследователя можно увидеть в фильмах «Отпуск за свой счет» и «Аленький цветочек», где тот исполнил небольшие роли.
- В 1988 году Дмитрий Викторович стал лауреатом Государственной премии СССР, а пару лет спустя его избрали председателем российской секции Международной фольклорной организации ЮНЕСКО.
- Ансамбль Покровского — обладатель медали «За большую и плодотворную работу в пользу мира» (1972).