Биография
Николай Ге — русский художник, творческое наследие которого состоит из портретов, полотен на религиозную и историческую тематику, а также скульптур. Мастер относился к числу передвижников и использовал широкий арсенал выразительных художественных приемов.
Детство и юность
Николай Ге был сыном помещика. Ребенок родился 15 (27) февраля 1831 года в Воронеже. Прадед мальчика оказался французским эмигрантом, бежавшим в Россию в 1789-м от тягот революции. Мать скончалась от холеры, когда сын был младенцем. Детям Ге повезло: крепостные крестьяне перевезли их в город под опеку бабушки. Там болезнь была не так распространена, поэтому они смогли выжить. После завершения эпидемии семья воссоединилась.
Отец практически не занимался воспитанием наследников: эта участь легла на плечи бабушки и няни. Старшие ребята интересовались точными науками, в то время как Николай питал страсть к художественному творчеству. Детство он провел в деревне. Затем был отдан на воспитание в частный пансион Гедуэна, расположенный в Киеве, а спустя год стал учеником Первой киевской гимназии.
Здесь творческие способности и приверженность юноши к живописи заметили педагоги. После выпуска из учебного заведения в 1847-м Николай прислушался к рекомендациям отца и поступил в Университет Святого Владимира, где приобщился к точным наукам.
Решив сменить ход биографии, Ге переехал в Петербург, где жил старший брат. Молодой человек боялся ослушаться отца и посвятить себя искусству, хотя втайне лелеял эту мечту. Ему пришлось продолжить обучение в Санкт-Петербургском императорском университете. Параллельно с получением образования Николай посещал Эрмитаж и занимался живописью. В 1850 году грезы начинающего мастера все же стали явью. Он стал студентом академии художеств и подопечным Петра Басина.
Будучи поклонником Карла Брюллова, Ге погружался в изучение азов, копируя художественные приемы, присущие произведениям кумира. В 1854-м он написал «Суд царя Соломона», а спустя год студента наградили Малой золотой медалью за картину «Ахиллес оплакивает Патрокла». Выпускным проектом Ге стало полотно «Саул у Аэндорской волшебницы», принесшее Большую золотую медаль и привилегию поездки в Европу, финансируемой учебным заведением.
Личная жизнь
В октябре 1856 года Николай Ге женился на Анне Забеле. Украинка по происхождению составила счастье живописца в личной жизни. Вместе с ней Ге, не дождавшись оплаты поездки, сбежал за границу, чтобы творить. Жена родила творческому деятелю двоих сыновей, Николая и Петра.
Семья оказалась на удивление крепкой. 13 лет она прожила в Италии, а затем вернулась в Россию. Четыре года Ге пробыли в Санкт-Петербурге, после чего перебрались в Черниговскую область, обосновавшись в Ивановском.
Будучи другом Льва Толстого, Николай Николаевич разделял его идеи. Он перестал употреблять мясо и табак, раздал крестьянам землю, самостоятельно работал в поле и занимался кладкой печи. Главной ценностью живописец считал возможность жить так, чтобы приносить пользу окружающим.
Новые взгляды провоцировали ссоры с супругой. Анна демонстрировала решительность и нежелание идти на компромисс, поэтому Ге ласково звал ее «прокурором». Жена была первым критиком работ художника, и он прислушивался к ее замечаниям.
Анна Забела скончалась в 1891 году и была похоронена в семейной усадьбе, где позднее нашел последний приют и живописец.
Живопись
Русскому мастеру удалось побывать в разных уголках Европы. Продолжительное время он жил в Италии. Ге создал полотна «Смерть Виргинии», «Разрушение Иерусалимского храма». Замечая подражание манере Брюллова в своих набросках, автор решил повременить с историческими работами и вернулся к натуре, работая в жанре пейзажей.
К 1861-му Николай Николаевич занялся «Тайной вечерей», и в 1863-м она оказалась на вернисаже академии художеств, сильно впечатлив посетителей выставки. Копирование полотна запретили цензурой. Холст приобрел сам император. Ге оказался на пике успеха, получил статус профессора и членство в Императорской академии художеств.
Вернувшись в 1864 году во Флоренцию, мастер уделял большое внимание библейским сюжетам. В 1867-м он завершил «Вестников Воскресения». Равно как и последующий холст «Христос в Гефсиманском саду» полотно не снискало симпатии публики.
Относясь к числу художников-передвижников, для одной из выставок Ге подготовил картину «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Она была восторженно встречена экспертами и заняла достойное место в собрании Павла Третьякова.
С 1869 года живописец творил в Петербурге, где создал работу «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском», посвященную Александру Пушкину. Чувствуя, что вдохновение покидает его, мастер уехал из страны.
Нужда и нестабильное финансовое положение заставили писать портреты на заказ. Николай Николаевич переживал творческий кризис и осмысливал вопросы морали и религии в своих произведениях. В 1880-м появилась картина «Милосердие», ставшая подтверждением метаний мастера. Образ Иисуса Христа на холсте был выполнен вопреки традиционным канонам, поэтому полотно подверглось шквалу критики, а впоследствии Ге уничтожил его.
Создав ряд произведений религиозного характера, Николай Николаевич не оставлял работу над портретами, а также создал рисунки к произведению друга Льва Толстого «Чем люди живы». К этому периоду относится и скульптурный портрет Л. Н. Толстого авторства Ге.
Холст «Что есть истина?» не пришелся по духу соотечественникам, считавшим полотно богохульственным. В Европе картину увидели благодаря стараниям поклонника живописца, вывезшего ее за рубеж, но работа осталась недооцененной. Та же судьба преследовала «Суд Синедриона» и «Распятие». Несмотря на недопонимание со стороны публики, автор был доволен произведениями. В 1893 году Ге написал автопортрет, считающийся одним из лучших его творений.
Смерть
Николая Ге не стало 1 (13) июня 1894-го. Живописец скончался спустя 3 года после того, как похоронил супругу. Причиной смерти стали заболевания, сопутствующие преклонному возрасту.
Сегодня работы автора выставлены на известных экспозициях мира: в Третьяковской галерее, Русском музее и в Киевском государственном музее русского искусства.
Картины
- 1855 — «Ахиллес, оплакивающий Патрокла»
- 1856 — «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила»
- 1863 — «Тайная вечеря»
- 1867 — «Вестники воскресения»
- 1871 — «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»
- 1872 — «Портрет писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина»
- 1874 — «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы»
- 1875 — «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском»
- 1884 — «Портрет Л. Н. Толстого»
- 1889 — «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад»
- 1890 — «Что есть Истина?»
- 1891 — «Совесть, Иуда»
- 1892 — «Распятие»
- 1893 — «Автопортрет»
- 1893 — «Голгофа»
- 1898 — «Перевозка мрамора в Карраре»
Интересные факты
- Драматург Григорий Ге приходится младшим братом Николаю Николаевичу.
- Эксперты «Третьяковки» обнаружили картину «Милосердие» под изображением, известным как «Что есть истина?». Посредством рентгенограммы удалось распознать первые слои масляной краски.
- Живописец с трепетом и нежностью относился к супруге. В ее честь написаны несколько портретов, на одном из которых Анна в окружении сыновей напоминает Деву Марию, изображаемую в схожей позе. Более реалистичный портрет супруги мастера, сделанный в Италии, хранится в музее в Киеве.