Шарль Фурье

Charles Fourier
О знаменитости
Дата рождения
Возраст
65 лет
Дата смерти
10 октября 1837 г.
Место рождения
Семейное положение
не был женат
Соцсети
    5,0 / 5 (1 голос)

    Биография

    Труды Шарля Фурье, французского философа и социолога XVIII столетия, не теряют актуальности и сегодня. Являясь ярким представителем утопического социализма, ученый предложил идеи, опережающие время. Так, мужчина в научных изысканиях уделял внимание правам женщин, стал автором термина «феминизм».

    Детство и юность

    Франсуа Мари Шарль Фурье родился 7 апреля 1772 года в Безансоне. Отец занимался торговлей и надеялся, что наследник продолжит семейное дело. Однако мальчика больше влекло искусство, нежели ремесла.

    В детстве Шарль, правда, хотел стать инженером, но в местную военно-инженерную школу принимались только дети дворян. Позднее мыслитель отмечал, что благодарен судьбе за то, что в его биографии не нашлось места точными науками: это лишило бы социолога времени на помощь человечеству.

    После смерти отца Фурье пришлось устроиться на работу, чтобы иметь средства к существованию. Парень переехал из Безансона в Лион, а после открыл для себя и другие города Франции. В молодости странствия стали для молодого человека школой жизни. Изучение торговли на практике позволило в дальнейшем описать в трудах ее негативные стороны.

    Личная жизнь

    В личной жизни социолог не нашел семейного счастья. Будни холостяка скрашивали его верные спутницы — кошки. Кроме того, Фурье питал любовь к комнатным цветам. В таком окружении прошли годы жизни исследователя. Возможно, отказываясь жениться, мужчина демонстрировал публике дань уважения к правам и свободам дам. В трудах социолог неоднократно подчеркивал, что традиционный брак являлся гробницей для женщины.

    Научная деятельность

    В центре учения утопического социализма Фурье — понятие фаланстера. Под ним ученый понимал коммунальный дворец, в котором жители объединялись в фаланги. В каждую из фаланг входило 1600–1800 человек, трудящихся совместно для взаимной выгоды. При жизни у философа не нашлось средств, чтобы воплотить этот проект. В здании должны были сочетаться черты как городской, так и сельской жизни.

    В архитектурном плане фаланстер включал в себя три части — центральную и примыкающие к ней крылья. На главной территории располагались столовые, гостиные, а также комнаты для интеллектуального труда. Первое крыло предназначалось для размещения мастерских и детских, то есть пространств, позволяющих в них шуметь.

    Второе выполняло функции гостиницы. Здесь предусматривались залы для балов, места для встреч с гостями. Чтобы приехать на время в коммунальный дворец, нужно было заплатить определенную сумму. Эти деньги в дальнейшем шли в казну фаланги.

    Несмотря на трудовое единство, в фалангах сохранялись частная собственность и неравенство состояний. Обеспеченные персоны занимали бы верхние этажи, остальные имели бы квартиры на нижнем. Люди выбирали работу, исходя из собственных желаний, интересов и возможностей. Главное — получать удовольствие от труда.

    Считая торговлю источником всех зол и неразрывно связывая ее с евреями, Фурье предлагал направлять представителей этого народа на сельскохозяйственные работы в фаланстерах. В конце жизни француз выступал за возвращение еврейских торговцев в Палестину. Позднее биографы называли социолога экономическим и религиозным антисемитом, но не расовым.

    Чтобы избавиться от необходимости внутренней торговли, философ предложил для жителей фаланстеров следующее. Работы должны выбираться людьми в соответствии с личностными предпочтениями, вне зависимости от половой принадлежности и возраста. Выбранный вид труда получил от автора теории определение «страстная серия».

    В течение дня человек мог менять количество серии — главное, чтобы занятия нравились и не давали бездельничать. Производимые вещи, товары стекались в общие хранилища. Отсюда члены фаланги могли брать затем то, что им необходимо. При этом каждый из жителей являлся владельцем продуктов собственной работы, начиная с детей 4,5 лет.

    Представили интерес и педагогические идеи философа. Мужчина считал, что «цивилизованные» родители и учителя считают малышей бездельниками, и видел в таком восприятии ошибку. Ученый полагал, что дети 2–3 лет трудолюбивы и могут участвовать в совместной работе фаланги, конечно, в соответствии с возрастными особенностями.

    С темой труда исследователь связывал вопросы отношений между полами, рассматривал проблемы брака. Фурье утверждал, что встречи девушек и юношей в рабочих пространствах повлекут за собой заключение брака. В самом браке философ не видел необходимости. Француз считал: молодые люди могли до создания семьи сменить нескольких партнеров, а получив статусы мужа и жены, не обязаны оставаться верными друг другу.

    Шарля заботили вопросы прав женщин. Социолог считал, что они могут занимать рабочие места на основе собственных навыков и потребностей. Видя в «слабом поле» личность, а не вторую половину мужчины, ученый подчеркивал, что традиционный брак губителен для женщин. Кроме того, Фурье не отрицал однополых союзов.

    В 1808 году француз издал книгу «Теория четырех движений и всеобщих судеб», в которой изложил некоторые новые идеи. В работе он подверг критике общественный строй XVIII столетия, обрисовал картины общества будущего. В основе мироздания философ выделил четыре движения, которые помогут человечеству перейти от социального хаоса к всемирной гармонии.

    Смерть

    Социалист-утопист умер 10 октября 1837 года. Ученого похоронили на кладбище Монмартр, где разместились могилы других общественных деятелей. Причина смерти не установлена.

    Библиография

    • 1803 — «Континентальный триумвират и вечный мир через тридцать лет»
    • 1808 — «Теория четырёх движений и всеобщих судеб»
    • 1822 — «Трактат о домашней и земледельческой ассоциации»
    • 1822 — «Реклама Нового мира»
    • 1827 — «Географическая мнемоника»
    • 1836 — «Ложная индустрия»

    Интересные факты

    • Философия фурьеризма нашла отражение в произведениях русской классики. Так, о фаланстерах сообщается в сочинениях Федора Достоевского и Михаила Салтыкова-Щедрина.
    • При жизни ученый не смог проверить жизнеспособность фаланги на практике. Однако позднее сторонники взглядов социолога попробовали создать описанные мужчиной коммунальные дворцы. Ни одна из общин не просуществовала более 12 лет. История сохранила фото некоторых из них.
    • В 1947 году французский сюрреалист Андре Бретон написал в честь философа оду.
    • С идеями социологического утопизма Фурье близки учения Роберта Оуэна, в частности теория кооперации.