Биография
Евгения Жигуленко — командир «Ночных ведьм» (так немцы называли женский бомбардировочный авиационный полк). Фронтовая жизнь не огрубила душу летчицы. А по воспоминаниям боевых подруг, на вылеты она всегда брала с собой охапки цветов.
Детство и юность
Евгения родилась на Кавказе, в Краснодаре, 1 декабря 1920 года. Но детство прошло в Тихорецке. Ее родители — обычные рабочие. Вера Федоровна старательно пыталась отговорить дочь от мечты, связанной с небом. Но та с малых лет демонстрировала стойкость и бескомпромиссность и благодаря упорству и желанию летать достигла задуманного.
Отец Андрей Ильич Жигуленко на самом деле Михаил Афанасьевич Азаров. Сам он, как и его жена, вышел из детдома. О предках ничего не знал. А во время Гражданской войны решил использовать чужой паспорт. Это позволило ему избежать мобилизации. Впоследствии Михаил вернул настоящие имя и фамилию, а вот дочь решила остаться Жигуленко.
Школьные годы будущая летчица провела в Тихорецке. На местном стадионе она часто видела парашютистов, но, поделившись с матерью планами на прыжки, получила резкий отказ. Тогда семиклассница накопила денег и пришла в группу, чтобы тренироваться.
Ученица решила экстерном перейти в 9-й класс. Все лето с раннего утра до позднего вечера она читала книги и самостоятельно изучала школьную программу. Осенью Женя досрочно сдала экзамены и тогда пришла к директору, изъявив желание о зачислении в аэроклуб.
И вновь получила отказ. Руководство посчитало, что юная девушка не справится, но упорную школьницу трудно было переубедить. Втайне она отправила заявление о приеме в военную академию. Оттуда вскоре пришел отрицательный ответ — женщин не принимали. Евгения не отчаивалась. Старшеклассница написала письму народному комиссару обороны Ворошилову Клименту Ефремовичу.
В секретариате заявительнице пояснили: если та желает учиться в Военно-воздушной академии, то ей следует получить авиационно-техническое образование.
Женя узнала о московском дирижаблестроительном институте, но Вера Федоровна вновь отказалась отпускать дочь в столицу. Мать не скрывала, что не хотела, чтобы молодая девушка связала жизнь с авиацией. Жигуленко снова поступила по-своему и, скопив денег, отправилась в Москву, даже не предупредив об этом родных. Благодаря оценкам в школе ее приняли без экзаменов.
В студенческие годы Женя сдружилась с Екатериной Тимченко. Вместе они покоряли небо в Центральном аэроклубе им. В. П. Чкалова. Первую половину дня занимали лекции и семинары, вторую — прыжки уже с самолета. Также Евгения ходила на лыжах, участвовала в художественных смотрах, каталась на мотоцикле.
22 июня 1941 года студентка узнала о начале войны. Но и в аэроклубе, и в райкоме комсомола отказались посылать молодых летчиц на фронт. В стремлении защищать родину девушки дошли до полковника управления Военно-воздушных сил Красной армии.
Он и сообщил активисткам, что под командованием Марины Расковой формируется женская авиационная часть. 16 октября 1941 года Женя и Катя отправились в Энгельскую военную авиационную школу для переподготовки. А оттуда — на фронт.
Личная жизнь
Летчица, совершившая 968 ночных боевых вылетов и получившая звание Героя Советского Союза, в личной жизни оказалась несчастной. Так сложилось, что единственный сын (1948 года рождения) оказался психически больным человеком. Как это часто бывает, муж не сумел вынести эту ношу, бросив жену с ребенком.
А еще через некоторое время женщина похоронила сына Виктора Горковцева. Больше детей у нее не было. Оставшись одна, все больше смотрела назад и хотела увековечить память о подвигах своего полка.
Для Евгении кино стало любимым ребенком. На экране она смогла показать зрителям воинственных женщин и обычных девчонок. Тех, кто без страха вылетал сражаться с немцами и не переставал мечтать о семье и спокойной жизни.
Воспоминания о войне у Жигуленко — это истории о боевых подругах. О ней самой — той отважной летчице, которая брала в кабину самолета охапку подснежников. Войдя в киноискусство уже в зрелом возрасте, режиссер без штампов и стереотипов отдала дань памяти настоящим героям войны.
Служба в Красной армии
Евгения попала на фронт в мае 1942 года. Заступив на службу в качестве штурмана, она вскоре стала командиром 558-го ночного бомбардировочного авиационного полка.
География подвигов Жигуленко обширна — она бомбила врагов в Южном, Северо-Кавказском составе войск Закавказского фронта. С ноября 1943-го числилась в Отдельной Приморской армии. А к концу войны летала на 2-м Белорусском фронте.
Вступив в ряды Красной армии, сразу стала бить рекорды по боевым вылетам. Причем выгода ее заключалась в длинных ногах: летчица быстрее остальных добегала до биплана. Никогда не брала с собой ни пулемет, ни парашют. Самолет мог поднять очень ограниченный вес, и Жигуленко предпочитала взять лишнюю бомбу.
Впрочем, иногда летчица брала с собой боеприпасы и еду — сбрасывала их попавшим в окружение советским солдатам. И обязательно выкрикивала что-нибудь подбадривающее с неба.
23 февраля 1945 года Евгения, находясь в звании гвардии лейтенанта, получила звание Героя Советского Союза. Ей вручили «Золотую Звезду» и орден Ленина.
После войны
Победа над фашистскими захватчиками не заставила летчицу покинуть Вооруженные силы Советского Союза. Некоторое время она служила штурманом на Дальнем Востоке. И только в 1955 году ушла в запас и уехала жить в Сочи. Там занялась политикой в качестве начальницы управления культурой.
Когда от власти поступило предложение войти в Министерство культуры РСФСР, Жигуленко отказалась: ее влекло кино. Поэтому она поступила во ВГИК. Вскоре новоявленный режиссер выпустила короткометражку «Одни сутки из тысячи ста».
В 1981 году вышел полнометражный фильм «В небе “Ночные ведьмы”», где Евгения Андреевна рассказала историю женского бомбардировочного полка, прототипом которого был ее собственный.
А в 1984 году фильмография пополнилась еще одной картиной «Без права на провал». В ней режиссер даже попробовала себя в роли актрисы — в эпизодической роли в качестве матери главного героя.
Смерть
В старости летчица оказалась за чертой бедности. Ее режиссерские идеи не находили воплощения. Лихие 90-е совпали с попытками новой власти стереть прошлые подвиги. Для настоящей патриотки такое отношение к заслугам боевых подруг и ее собственным оказалось настоящим ударом. Возможно, это и стало причиной смерти великой участницы войны.
Евгения Андреевна скончалась 27 февраля 1994 года. Ее похоронили на Троекуровском кладбище.
Память
- Памятник-бюст Е.А. Жигуленко в Сочи
- Улица Евгении Жигуленко в Краснодаре, Тихорецке и Геленджике
Награды
- Медаль «Золотая Звезда»
- Орден Ленина
- 2 ордена Красного Знамени
- 2 ордена Отечественной войны 1-й степени
- 2 ордена Красной Звезды
Фильмография
- 1976 — «Одни сутки из тысячи ста»
- 1981 — «В небе «Ночные ведьмы»
- 1984 — «Без права на провал»
Интересные факты
- В Сочи на памятной стене Героям Советского Союза среди мужских имен только одно женское. Об этом и о других важных аспектах биографии и наследия великой Жигуленко подготовили отдельный документальный фильм в рамках проекта «Передовая памяти».
- В личном деле летчицы, хранившемся в архивном отделе администрации Сочи, напротив имени Михаила Афанасьевича Азарова стоит комментарий — отчим. В списке членов семьи указаны только он, мать и сын участницы войны. О биологическом отце информации нет.
- Однажды Евгения попала в аварию, после чего оказалась на больничной койке. Очнувшись, не стала проходить полное восстановление, а надела форму медсестры, угнала грузовик и вернулась на фронт, чтобы сражаться дальше.
- В сочинском музее хранится портрет бомбардировщицы, написанный Владимиром Суздальским. Создана картина уже в мирное время, но с военного фото.