Биография
Алексей Каллима — российский художник, работы которого относят к направлению нонспектакулярности. Среди проектов автора представлены картины, фрески и инсталляции, а главным лейтмотивом творчества являются война и люди, ставшие ее заложниками. Часто в произведениях мастера речь идет о гражданах Чеченской Республики, переживших разрушительные сражения, но без фольклорных и исторических отсылок.
Детство и юность
Алексей Каллима — уроженец Грозного. Он родился в 1969 году и провел детство в Чечне. С юных лет увлекался творчеством. Мальчик считал, что анимация и режиссура — направления, представляющие современность, поэтому пытался рисовать мультики. Впоследствии это убеждение будет просматриваться в работах художника, исполненных эстетики комиксов и анимации.
Алексей переехал в Россию незадолго до начала военных действий в Чечне, поэтому не относил себя к числу авторов, имевших полноценное представление о произошедшем конфликте. Эти события художник наблюдал не лично, а на экране телевизора. Каллима окончил Краснодарское художественное училище по направлению «живопись».
Постепенно развиваясь в профессии, деятель искусства переехал в Москву. В 2001 году стал куратором галереи «Франция» и, посвятив себя изобразительному искусству, неоднократно оказывался участником и экспонентом международных биеннале.
Личная жизнь
Каллима женат на Инне Богуславской. Она также является представителем творческой профессии. Женщина занимается изготовлением аксессуаров из стекла и тканей. В магазине, которым управляет Инна, можно приобрести разнообразные предметы от украшений в виде сережек и ожерелий до светильников, сумок, зеркал и абстракций.
Пара воспитывает общих детей — сына и дочь. Алексей не распространяется о личной жизни, но в его персональном аккаунте в «Фейсбуке» есть фото с близкими.
Творчество
Получив академическое образование, Каллима был воспитан на соцреалистических основах изобразительного искусства. Экспериментируя в этом направлении, художник стал сотрудничать со столичным обществом «Радек». В качестве куратора галереи и художника он организовывал перформансы, создавал инсталляции и реди-мейды.
К середине 2000-х автор вернулся к привычному для него жанру — созданию изображения в формате картины. С 2003 по 2007 год творческий деятель использовал в работе невидимые чернила, становившиеся заметными под воздействием лучей ультрафиолета. Люминесцентное мерцание дополняло образ описываемых героев, которыми были все те же чеченцы. Творческая копилка художника в этот период пополнилась бытовыми зарисовками. За холст о футбольном турнире «Терек» – «Челси», созданный в 2005-м, Каллима получил награду «Инновация».
С 2004 по 2010 год основной тематикой творчества мастера была война в Чечне. Автор изображал чеченцев, стараясь побороть стереотипное суждение о нации, взращенное посредством российской культуры и политических прений. В работах присутствовал и фантазийный мотив. Так на свет появилась серия «Женская сборная Чечни по прыжкам с парашютом».
В качестве материала Каллима использовал бумагу или холст, а также сангину и уголь. Некоторые его картины были изображены прямо на стенах. Порой для создания новых проектов художник применял масло или акрил. К числу произведений, написанных в этот период, относится серия «Гурии».
Творческая манера Алексея Каллимы предполагает наличие абстрактных изображений, в основе которых лежат орнаменты, пятна, точки или вихри. В 2010 году взгляд мастера обратился в сторону романтизма повседневной жизни, и среди его набросков появились изображения улиц, общественного транспорта, дорог.
В 2012 году свет увидели картины, в создании которых задействованы яркие краски, что не было свойственно стилю Каллимы ранее. Автор работал маслом и акварелью, обращаясь к полуабстракции. Точные образы, собранные из пятен и разнообразных элементов, напомнили искусствоведам манеру французских художников, принадлежавших к объединению «Наби». Одной из популярных работ этого периода стали «Танцующие призраки».
Творческая биография Алексея Каллимы — это путь от остросоциальных сюжетов к абстрактным изображениям, от пастельных тонов к яркой цветовой палитре. В его работах точно сбалансированы оттенки и композиция как средства художественной выразительности, описывающие чувства. Картины и арт-объекты авторства Каллимы были представлены на выставках в России, Франции, Великобритании, США, Чехии, Германии, Польше и в других странах.
Алексей Каллима сейчас
В 2020 году интерес общественности вновь обратился к творчеству художника, но причиной тому стал не новый этап в его карьере, а общественное порицание, вызванное работой мастера. Произведение «Между случайностью и необходимостью», запечатлевшее боевиков на отдыхе, было презентовано в Третьяковской галерее в рамках выставки «Поколение XXI». Возмущение посетителей спровоцировано сюжетом картины. На ней изображены два чеченских солдата, один из которых отдыхает, а второй молится.
Посетителей выставки смутил романтизм, с которым Каллима изобразил чеченцев, напомнив о суровости военных конфликтов, принесших кровопролитие и человеческие жертвы. Зрители, чьи чувства оказались оскорбленными, предъявляли претензии не художнику, а администрации галереи, принявшей экспонаты к участию в проекте. В интервью автор сообщал, что понимает реакцию посетителей, которых могла возмутить романтизированная манера изображения.
Сейчас художник продолжает работать в той технике и стилистике, которым отдавал предпочтение в последние годы. Для него не существует запретных тем. Каллима поднимает не вопрос межнациональной и социальной розни, а говорит о разрушительной силе войны и ее эстетике.
Интересные факты
- Каллима — псевдоним художника, который носят и его дети. Алексей признавался: из кодекса самураев он узнал, что представители этого социального класса однажды в жизни могут сменить родину и имя. В его биографии так и произошло: он предпочел Россию и взял фамилию в честь бабочки вида каллима. Настоящую фамилию мастер не раскрывает, ведь и в паспорте давно фигурирует псевдоним.
- Ранее в работах автора присутствовала пачка сигарет «Мальборо». Алексей объяснял это тем, что производитель продолжительное время не менял дизайн продукции, сделав его в восприятии мастера символом нерушимости. Сегодня дизайнеры стали работать над ребрендингом, а Каллима больше не изображает товар этой марки на холстах.
- Скандал в 2020 году оказался не первым в карьере художника, предпочитающего экспериментировать, бросать вызов зрителю и заставлять задуматься. В 2005-м он представил на биеннале работу «Серп и молот в новом прочтении», изобразив символику СССР на кровавом фоне вместе с фигурой боевика, закалывающего российского солдата. Презентация картины состоялась в год нападения ваххабитов на Нальчик и взрыва поезда «Грозный – Москва», спустя некоторое время после теракта в Беслане.