Биография
Православный богослов и просветитель XII века Кирилл Туровский снискал славу как самоотверженный проповедник Божьего слова и обладатель глубоких церковных знаний. В его биографии сплелись и монашеское затворничество, и всенародные слава и доверие, возведшие его в сан епископа, и серьезная просветительская работа. Кирилл Туровский оставил после себя огромное литературное наследие: проповеди, притчи, молитвы. Все это и по сей день привлекает неподдельное внимание исследователей, открывающих новые грани духовного развития этой просветленной личности.
Детство и юность
Просветитель Кирилл родился приблизительно в 30-е годы XII века в Турове. Сегодня этот древнейший город входит в состав Республики Беларусь, расположен в Гомельской области. Тогда же Туров являлся столицей одноименного княжества.
Отец Кирилла, как пишут источники, был приближен ко двору князя и являлся человеком обеспеченным. Однако мальчик с ранних лет не выказывал интереса к материальным благам, напротив, стремился к познанию духовного начала, изучал жития святых, читал много церковных и богословских книг. Кирилл рано познакомился с наследием таких авторов, как Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Епифаний Кипрский и других.
Туров в то время был культурным и религиозным центром, поэтому здесь царили передовые идеи духовной мысли. Будущий епископ получил надлежащее домашнее воспитание и образование: помимо церковных дисциплин, изучал языки, искусство, был подкован в музыке.
Служение
Кирилл рано пришел к решению посвятить жизнь Божьему служению. Но постриг не принимал до зрелого возраста, считая, что сначала должен постичь глубокие канонические знания. В 1161 году, как упоминают источники, Кирилл решился принять постриг в туровском Борисоглебском монастыре. Предварительно послушник отказался от богатого родительского наследства и навсегда оставил за порогом монашеской кельи радости личной жизни и мирских удовольствий.
Проведя годы в строгом послушничестве, Кирилл получает назначение настоятелем в обычный туровский монастырь, где стал осуществлять работу сродни образовательной – он делится собственными глубочайшими знаниями с молодыми монахами, дает советы, наставляет. Главное в философии Кирилла – «быть подобными ризе: по своей воле творить, пока ее не надели, а после уже не мыслить своего, даже если разорвут ее на тряпье».
Истинным духовным подвигом стало добровольное затворничество настоятеля Кирилла, который, желая еще больше приблизиться к Божьему таинству и усилить служение, уединяется в столпе (тесная башенная келья), где проводит дни и ночи в молитве. Именно в это время начинается его литературно-просветительская деятельность. В затворничестве Кирилл пишет большинство произведений – писаний, поучений и книг о духовной жизни.
Слава о мудром столпнике распространилась по всему Турову и за его пределами. К нему съезжались за советами как в мирских, так и в духовных делах. Все это привело к тому, что в 1169 году (так сообщает Ипатьевская летопись) по инициативе князя и поддержке жителей Кирилл был рукоположен в епископы Турова. Новый святитель много трудится, пребывая в ответственном сане: он умело управлял епархией, проводил многочисленные проповеди в храмах, заботился о благополучии паствы и церковной благодати.
Не обходилось без мудрого вмешательства Кирилла и в государственно-политических делах. Так, например, в 1169 году русская церковь оказалась в центре скандала: владимирский князь Андрей Боголюбский поставил в Ростове епископом некоего Феодора, который предпринял попытку отделиться от Киевской митрополии.
Конечно, это вызвало возмущение со стороны киевского митрополита Константина – он потребовал убрать самозванца. В этом заявлении его поддержал и святитель Кирилл. Именно он стал главным разоблачителем «ереси» Феодора, которого впоследствии судили и предали казни. В сане главы епархии преподобный Кирилл пребывает до 1182 года, после чего удаляется от церковных дел и целиком посвящает себя духовно-творческой деятельности.
Литературная деятельность
Считается, что еще в период иночества Кирилл написал 3 знаменитых сочинения, в их числе – «Сказание о черноризском чине от Ветхого Закона и от Нового».
За годы творчества святителем Кириллом написаны десятки трудов: притчи про душу и тело, сказания, исповедальные молитвы, проповеди на церковные праздники. Все они объединены в масштабное богословское и литературное наследие, которое трудно переоценить, учитывая то, что написаны все сочинения в очень ранний исторический период. По сути, каждая книга Кирилла – памятник древнего литературного искусства. В большей степени это касается так называемых «слов» (до наших дней дошли 8 слов Кирилла Туровского) – молитв на каждый день для церковных служб.
Популяризации трудов святителя способствовало то, что он не использовал сплошь канонические тексты в своих произведениях, а позволял себе домысливать и дописывать евангельские сюжеты. К таковым относятся «Притчи о человеческой душе», «Слово о расслабленном», где он, образно говоря, создает обобщенный портрет человечества.
Главное, на чем делает акцент автор в собственной литературной философии – проблема человека и его служения Господу. При этом Кирилл демонстрирует яркий талант художника слова, который заботится об интересе читателя, даря ему увлекательный сюжет и доступный слог.
Сочинения бывшего епископа пользовались такой популярностью и авторитетом, что включались в рукописные сборники вместе с творениями отцов Церкви. А сам он прозван «вторым Златоустом». О себе Кирилл смиренно говорил:
«Я не жнец, а собираю колосья; я не художник в книжных делах…».
Кроме того, исследователи отмечают и ораторское искусство, которым владел богослов.
Смерть
Святитель Кирилл Туровский скончался 28 апреля около 1183 года. В источниках нет информации о том, по какой причине произошла смерть богослова.
Он завещал похоронить себя рядом с почитаемыми учителями у церкви святителя Николы в Турове. Прославленного богослова, просветителя и духовного деятеля Русская православная церковь причислила к лику святых.
Интересные факты
- Некоторые источники называют Кирилла Туровского автором древнейшего произведения «Слово о полку Игореве», однако большинство исследователей не поддерживают это утверждение.
- Уйдя в затворничество, Кирилл стал первым «столпником» на Руси. Этот вид подвижничества пришел на русскую землю из Византии.
- Кирилл Туровский считается духовным наследником Феодосия Печерского.
Литературные труды
- «Притча о душе и теле»
- «Сказание о черноризчем чине»
- «Молитвы на всю Седьмицу»
- «Слово о бельцах и монашестве»
- «Слово о расслабленном»