Биография
В российских театральных кругах Марина Давыдова — человек с именем. Ее знают как искусствоведа и критика, а также главного редактора журнала «Театр». Помимо публикации книг и статей, она также занимается организацией театральных фестивалей и пробует себя в качестве режиссера.
Детство и юность
Марина родилась 27 ноября 1966 года в Баку. Ее отец по национальности был армянином, а мама — русской. О смешанных корнях девушка до поры до времени не задумывалась, пока в перестроечные годы в Азербайджане не начались погромы, жертвами которых стали проживающие в республике армяне. На тот момент Давыдова уже уехала жить в Москву, ее родители умерли, зато в Баку оставалась 14-летняя сестра Ирина, которую Марина незамедлительно вывезла в Россию.
Семейные архивы, фотографии и отцовская библиотека навсегда пропали вместе с бакинской квартирой. Были уничтожены и могилы родителей, находившиеся на армянском кладбище. А Давыдова заменила младшей сестре родителей, хотя сама еще на тот момент некрепко стояла на ногах. Позднее рефлексию по поводу раннего периода биографии Марина Юрьевна как режиссер выразила в спектакле «Музей неучтенных голосов».
Окончив театроведческий факультет ГИТИСа, девушка стала аспиранткой в Государственном институте искусствознания. Кандидатскую диссертацию Давыдова писала под руководством Инны Натановны Соловьевой и посвятила работу английской маньеристской трагедии.
Карьера и творчество
Став в 1992 году кандидатом искусствоведения, Марина начала преподавать студентам творческих вузов, ведя курсы во ВГИКе и РГГУ. Тогда же она стала заниматься театральной критикой, публикуя обзоры в профильных изданиях. Параллельно Давыдова работала над монографией по западноевропейскому театру.
Уже обладая репутацией заметного столичного обозревателя и критика, в 2005 году Марина представила публике книгу «Конец театральной эпохи», ставшую заметным событием в культурной жизни страны. Хотя автора и упрекали во внутренних противоречиях, отрицать смелость, яркость и масштабность этой работы было нельзя, за что Давыдова была награждена Международной премией имени Константина Станиславского.
Участие Марины в театральной жизни публикациями не исчерпывалось. В 1998 году на пару с Романом Должанским она создала ежегодный фестиваль «NET — Новый европейский театр», где показывались российские и европейские постановки, демонстрирующие видение мирового театрального ландшафта сегодняшнего дня.
С 2010 года Давыдова стала главредом журнала «Театр». Эту должность она занимала вплоть до закрытия издания по инициативе Роскомнадзора в 2021-м. Сама Марина Юрьевна это решение трактовала как реакцию на занимаемую ею гражданскую позицию, идущую вразрез с официальной линией властей.
В 2017 году театральный критик попробовала себя в качестве режиссера, представив постановку Eternal Russia на сцене театра Берлина. Для Давыдовой новое творческое амплуа стало способом осмысления жизни. Она не ставила готовые пьесы, а писала их сама, и первый же опыт оказался настолько удачным, что принес ей приз международного жюри на фестивале BITEF.
Представив еще пару спектаклей в Европе, Марина порадовала и российскую публику, продемонстрировав свое детище «Умаление мира» на арт-лаборатории в Свияжске, а затем на театральной площадке MOÑ в Казани.
Личная жизнь
О личной жизни Марины известно немного. Она вышла замуж за публициста и историка Бориса Фаликова, специализирующегося на изучении новых религиозных движений. Супруг оказался старше Давыдовой на 19 лет и преподавал в РГГУ и университетах США.
Сын Марины Юрьевны Игнат носит фамилию матери. Режиссер с улыбкой говорит, что почти не участвовала в его воспитании и как личность он сформировался самостоятельно. Юноша вырос политически активным и неоднократно принимал участие в протестных акциях, на одной из которых даже был задержан. Учился Давыдов на психологическом факультете Высшей школы экономики. Позднее он покинул Россию и поселился в Берлине, где в магистратуре одного из университетов стал изучать когнитивную психологию.
Марина Давыдова сейчас
В 2022 году Марина уехала из России и поселилась в Восточном Берлине. Она получила работу в руководстве Зальцбургского фестиваля, возглавив его драматическое направление. Сейчас она идентифицирует себя как русскоязычного европейского интеллектуала, который занимается театром и рефлексирует по поводу происходящих вокруг событий.
Будучи директором Зальцбургского фестиваля, Марина Юрьевна также занимается режиссерской работой. В 2023 году в Вене состоялась премьера спектакля Давыдовой «Музей неучтенных голосов», который стал размышлением автора о судьбе своей страны и вошел в программу крупнейшего театрального фестиваля Wiener Festwochen.
Интересные факты
- Давыдова не смогла восстановить свидетельство о рождении, оставленное ею в родительской квартире в Баку. Запрос в азербайджанские органы власти закончился официальным ответом, что она никогда не жила в этом городе.
- Зальцбургский фестиваль, программным директором которого назначили Марину Юрьевну, считается старейшим и богатейшим в Европе, отсчитывая историю с 1877 года.
- Прежде чем осесть в Берлине, после отъезда из России режиссер побывала в Вильнюсе, Софии, Тулузе, Марселе, Филадельфии, Нью-Йорке, Мюнхене, Ереване, еще не понимая, где в итоге обретет новый дом.