Биография
Илья Мечников – выдающийся ученый, чье имя вписано золотыми буквами в историю ряда дисциплин от цитологии до физиологии. Блестящий биолог, «отец» фагоцитарной теории иммунитета, превыше всего ценил рационализм и науку, утверждая: если нельзя
«жить без веры, то последняя не может быть иной, как верой во всемогущество знания».
Детство и юность
Илья Ильич родился 15 мая 1845 в деревне Ивановке Харьковской губернии (ныне – Украина) в семье с занимательной историей. Отец Илья Иванович – помещик, гвардейский офицер происходил из знатного дворянского рода. Среди его предков выдающийся дипломат XVII века, полиглот, участник Азовского похода Петра Великого Николай Гаврилович Спафарий.
Мать – Эмилия Львовна, в девичестве Невахович. Дочь богатейшего человека Польши, финансиста и основоположника жанра «русско-еврейской литературы» Льва Николаевича Неваховича. Дядями приходились издатель новаторского «Ералаша» и заведующий репертуаром Императорских театров.
Отец был азартен и легок на подъем, поэтому к моменту рождения младшего сына приданое состоятельной жены уже было растрачено, а семья переехала в фамильное имение в Ивановке. Два старших брата Мечникова также впоследствии стали известны. Лев превратился в швейцарского географа, анархиста и публициста, участвовал в итальянском движении Рисорджименто, публиковал заметки и эссе, а книгой «Цивилизация и великие исторические реки» успел повлиять на знаменитого ирландского модерниста Джеймса Джойса, автора «Улисса».
В биографии брата Ивана самой примечательной оказалась его кончина. Прокурор Тульского окружного суда страдал от тяжелого гнойного заболевания, которое привело к смерти. Последние дни и размышления этого человека легли в основу повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». Посещая писателя в Ясной Поляне, прокурор делился своими мыслями, за которые Толстой определил его человеком незаурядным, производящим впечатление. Позже Мечников-биолог скажет, что гений русской литературы дал «наилучшее описание» страха кончины.
Семейную усадьбу в Ивановке посещали домашние учителя. Среди них студент-медик, обучавший брата Льва, единственный, кто с интересом и серьезностью относился к увлечению юного Ильи естественными науками, тяге к экспериментам, опытам.
В 1856 году поступил во 2-й класс Харьковской мужской гимназии № 2. Окончил заведение с золотой медалью. На протяжении учебы интереса к биологии не терял. Напротив, с удовольствием посещал лекции по сравнительной анатомии и физиологии в Харьковском университете.
Увлеченный новым миром знаний, Илья просит родителей отправить его на обучение в Германию, но холодный прием и нехватка денег вынуждают юношу вернуться обратно в кратчайшие сроки после отъезда. Главным трофеем этой «вылазки» стал труд Чарльза Дарвина «Происхождение видов», знакомство с которым оказало на будущего ученого большое влияние.
Поступил на естественное отделение физико-математического факультета Харьковского университета. Студенческую программу освоил не за 4 года, а за 2, что дало молодому ученому преимущество перед коллегами. Позже Мечников все же «завоевал» Германию. В 1864-м провел исследования на острове Гельголанд, затем трудился в лаборатории Рудольфа Лейкарта в немецком университетском городке Гисен.
В 20 лет он перемещается в Италию, где знакомится с биологом Александром Ковалевским, который станет его соратником и верным другом. За совместные достижения в эмбриологии юноши получили престижную премию Карла Бэра. По возвращении в Россию Илья Ильич защищает последовательно магистерскую, а затем докторскую диссертации, управившись с получением почетных степеней до достижения 25 лет.
Наука
Открытия, совершенные Мечниковым, носили революционный характер и далеко не сразу принимались научным сообществом, ведь идеи переворачивали уже устоявшиеся представления о работе человеческого организма с ног на голову.
Даже фундаментальный труд ученого, теория фагоцитарного иммунитета, за которую он в 1908 году получил Нобелевскую премию в области физиологии и медицины, подвергся критике.
До Мечникова белые кровяные тельца считались пассивными при борьбе с воспалительными процессами и болезнями. Ученый же утверждал, что лейкоциты – активные защитники организма, которые поглощают попавшие внутрь чужеродные частицы. Вклад ученого состоит и в том, что современные доктора мира знают, что повышенная температура является признаком борьбы иммунитета, поэтому сбивать ее до определенной отметки вредно.
Интересный факт: верно определить «санитаров организма» ему помог случай. Рассматривая личинки морских звезд в итальянской Мессине в 1882 году, он обнаружил, что подвижные клетки (фагоциты) окружают инородные тела, попадающие в личинку, и «съедают» их.
«Мне пришло в голову, - писал потом Мечников, - что подобные клетки должны служить в организме для противодействия вредным деятелям. Я сказал себе, что если мое предположение справедливо, то заноза, вставленная в тело личинки морской звезды <…>, должна в короткое время окружиться налезшими на нее подвижными клетками, подобно тому, как это наблюдается у человека, занозившего себе палец».
Воткнув розовый шип в личинку, подтвердил теорию и затем четверть века шлифовал полученные знания, параллельно выпуская работы по бактериологии, эмбриологии, физиологии и ряду других дисциплин, некоторые из них станут классическими.
В 1886-м вернулся в Россию, поселился в Одессе. Туда прибыл из Франции и эпидемиолог Николай Гамалея, обучавшийся у Луи Пастера методу вакцинации против бешенства. В том же году ученые открыли вторую в мире бактериологическую станцию для борьбы с инфекционными болезнями.
Спустя год Мечников иммигрирует в Париж, где получает место в Институте Пастера. По некоторым данным, ученый принял решение об отъезде из-за враждебного настроя властей и ученого сообщества к нему. Во Франции же он обретает покой и заслуженное признание.
Работая бок о бок с величайшими умами эпохи, пишет впечатляющие труды о холере, тифе, туберкулезе, чуме. Остался сотрудником института до конца своих дней, впоследствии возглавил вуз. Поддерживал связь с российскими коллегами, состоя в переписке с Иваном Сеченовым, Дмитрием Менделеевым, Иваном Павловым.
Из-под пера Мечникова вышли не только научные диссертации, исследования, но и книги, посвященные философским вопросам, теории мироздания, религии. Неутомимый исследователь на закате эпохи стал основоположником научной геронтологии и ввел теорию ортобиоза:
«Правильная жизнь, основанная на изучении человеческой природы и на установлении средств к исправлению ее дисгармоний».
Считая, что человек может жить 100 лет и дольше, Мечников отводил особую роль в укреплении активного долголетия верному режиму питания, гигиене. Только при счастливом существовании, по его мнению, человек бесстрашно бы переходил от «инстинкта жизни» к «инстинкту смерти». Свои взгляды подробно изложил в работах «Этюды оптимизма» и «Этюды о природе человека».
Среди факторов, влияющих на качество и продолжительность жизни, ученый выделял микрофлору кишечника. Ратуя за долгую и счастливую жизнь, популяризовал открытие студентом Стаменом Григоровым болгарской молочнокислой палочки. В 1908-м написал статью о пользе кислого молока. Благодаря Мечникову йогурт, кефир и прочие кисломолочные продукты входят в повседневный рацион, оказывая поддержку организму.
Личная жизнь
Несмотря на вовлеченность в науку, в личной жизни Мечников был эмоциональным человеком, склонным к перепадам настроения. В юности страдал депрессиями и только к зрелым годам обрел внутренний покой и позитивный взгляд на мир.
Дважды женат. С первой супругой Людмилой Федорович венчался в 1869-м. Невеста страдала от туберкулеза и была настолько слаба, что в церковь ее принесли в кресле. Спустя 4 года Людмила умерла, а импульсивный Мечников решил покончить жизнь самоубийством, выпив морфий. Доза была слишком велика и вызвала рвотный рефлекс.
Вторая жена Ольга была его ученицей, студенткой. Детей у пары не было.
Смерть
Илья Ильич скончался в 1916 году от болезни сердца, пережив до того ряд инфарктов миокарда.
Тело завещал науке с последующей кремацией. Прах ученого находится в Институте Пастера.
Награды
- 1867 – Премия Карла Бэра
- 1902 –Почётный член Петербургской академии наук
- 1906 – Медаль Копли
- 1908 – Нобелевская премия по физиологии и медицине
- 1916 – Медаль Альберта (Королевское общество искусств)