Биография
Чешский журналист, драматург и прозаик, выдвигавшийся в 30-х годах 20 века на Нобелевскую премию, Карел Чапек раньше, чем современники, увидел опасность тоталитаризма и научного прогресса. Библиография литератора, прожившего 48 лет, обширна и многообразна, а афоризмы не стареют.
Детство и юность
Будущий журналист и писатель издал первый крик в январе 1890 года на севере Богемии в семье медика Антонина Чапека. Родным для Карела, его старшей сестры Гелены и старшего брата Йозефа стал городок Упице, куда Чапеки перебрались через 6 месяцев после рождения младшего сына, поскольку там отец семейства открыл врачебный кабинет. Юные члены семьи занимались творчеством: Гелена и Йозеф пробовали себя в литературе. Брат Карела, кроме того, отлично рисовал и в дальнейшем прославился как кубист.
Культура Богемии конца 19 века являлась сплавом обычаев и традиций чехов, немцев и евреев, а пациентами Чапека-старшего были преимущественно мастеровые люди и мелкие предприниматели. Часто виделся юный Карел с бабушкой и дедушкой, ведущими сельский образ жизни. Поэтому персонажами книг Чапека нередко становились простые люди разных национальностей и профессий.
Первые рассказы будущий автор «Войны с саламандрами» написал в соавторстве с Йозефом. Братья были очень дружны, вместе путешествовали по Чехии, Германии и Франции, вместе писали путевые очерки.
После окончания университета в Праге Чапек некоторое время проработал гувернером и библиотекарем. В биографии писателя отсутствует военная служба, так как Карел с юности болел туберкулезом позвоночника. С 1917 года литератор стал штатным журналистом популярнейших чешских средств массовой информации – сначала «Национальной газеты», а затем «Народной газеты».
Книги
Творчество Карела Чапека охватывает практически все литературные жанры: перу писателя принадлежат фельетоны и очерки, рассказы и сказки, романы и переводы стихов европейских авторов на чешский язык. Но наиболее литератор прославился как сатирик, драматург и автор социально-фантастических произведений.
Драматургия Чапека стала основой репертуара пражского «Театра на Виноградах», расположенного в столице Чехословакии, а одну из пьес - «Средство Макропулоса» - впоследствии экранизировал режиссер Евгений Гинзбург (фильм, главную роль в котором сыграла Людмила Гурченко, называется «Секрет ее молодости»).
Фельетоны и афоризмы Чапека растасканы на цитаты. Литератор создал уникальный жанр микродетектива, представленный в сборниках «Рассказы из одного кармана» и «Рассказы из другого кармана». Один из этих рассказов, «Поэт», повествует о стихотворце, неожиданно оказавшемся самым наблюдательным свидетелем дорожно-транспортного происшествия, символически отразившим в стихе все детали случившегося.
Случай, известный Чапеку-газетчику, лег в основу произведения «Гордубал», в котором новаторски представлена позиция писателя «абсолютной истины не существует» - история убийства излагается от лица трех персонажей.
Об опасности безнравственных научных экспериментов литератор писал в раннем сочинении «Р.У.Р», в котором с подачи брата Йозефа впервые появился термин робот, и в позднем романе «Война с саламандрами». Саламандры в интерпретации Чапека – это обладающие разумом твари, постепенно отвоевывающие у людей территории. В гадких агрессивных амфибиях сатирически выведены черты Адольфа Гитлера и его сподвижников.
Сказки Чапека адресованы не только детской аудитории. «Сказку про собачий хвост», в которой автор как бы объясняет щенку необходимость купирования «виляльного отростка», увлекательно читать и детям, и взрослым. В маленьких прозаических сочинениях с волшебными персонажами Чапек увековечил топонимы, знакомые писателю с детства (так, в «Сказке про водяных» фигурируют Галговицы, Радечский ручей и река Упе).
Личная жизнь
В начале 20-х годов Карел подружился с актрисой Ольгой Шайнпфлюговой, дочерью редактора газет, в которых Чапек работал. Женой писателя Ольга стала только в 1935 году, когда болезнь, мучившая литератора долгие годы, казалось, отступила. Сведения об иных романтических увлечениях мужчины и наличии у него детей отсутствуют: личную жизнь Карел не афишировал.
Единственной страстью писателя, помимо литературы, была фотография. Интересный факт: наиболее издаваемым произведением на чешском языке в период между войнами была книга Чапека «Дашенька, или история щенячьей жизни», содержащая фото жесткошерстного фокстерьера, выполненные литератором.
Карел создал Чехословацкий ПЕН-клуб, дружил с первым президентом Чехословакии Томашем Масариком, беседы с которым легли в основу двух книг Чапека. Будучи ярым антифашистом, литератор, в отличие от многих современников, не спешил «задрав штаны, бежать за комсомолом», поскольку скептически относился к социальным экспериментам (политические взгляды писатель объяснил в статье «Почему я не коммунист»). Незадолго перед смертью Карел Чапек очутился в политической изоляции.
Смерть
Сведения о причинах смерти писателя разнятся: согласно одним источникам, литератора погубила пневмония, развившаяся после участия в ликвидации последствий стихийного бедствия. Согласно другим – у Карела случился инфаркт.
Как бы то ни было, кончина до оккупации Чехословакии гитлеровскими войсками избавила писателя-антифашиста от пыток и заключения в концентрационном лагере, которые выпали на долю брата.
Литератора похоронили на кладбище близ Вышеградского замка, а вдова спрятала архив писателя от наступающих немцев. Сразу после окончания войны в родной деревне братьев Чапек рядом с горами Крконоше открылся музей, посвященный памяти этих людей. Впоследствии там же Йозефу и Карелу установлен памятник.
Цитаты
«Законное правительство – то, у которого превосходство в артиллерии»
«Люди разучились читать рассказы главным образом потому, что научились читать слишком быстро»
«Война за колонию. Вот погодите, поганые дикари: скоро станете нашими счастливыми верноподданными»
«Дубина. «А если бы вы знали, какие у меня корни!»
Библиография
- 1916 – «Сияющие глубины»
- 1918 – «Сад Краконоша»
- 1920 – « Разбойник»
- 1920 – «Р.У.Р»
- 1921 – «Из жизни насекомых»
- 1921 – «Мучительные рассказы»
- 1922 – «Средство Макропулоса»
- 1922 – «Кракатит»
- 1923 – «Письма из Италии»
- 1928 – «Двенадцать приемов литературной полемики»
- 1929 – «Рассказы из одного кармана»
- 1929 – «Рассказы из другого кармана»
- 1932 – «Девять сказок и одна в придачу от Йозефа Чапека»
- 1932 – «Дашенька или история щенячьей жизни»
- 1933 – «Гордубал»
- 1934 – «Метеор»
- 1934 – «Обыкновенная жизнь»
- 1935 – «Беседы с Т.Г. Масариком»
- 1936 – «Война с саламандрами»