Биография
Любые интерпретации работ Ричарда Серры бессмысленны: американский скульптор настаивал на том, что его искусство не является отражением его внутреннего мира или метафорой чего-либо. Тем не менее полемика вокруг произведений, созданных Серрой, не утихает до сих пор.
Детство и юность
Ричард Серра родился 2 ноября 1938 года в Сан-Франциско. Его отец Тони Серра работал слесарем — сборщиком труб на верфи, мать Глэдис Файнберг была домохозяйкой. В детстве скульптор увлекался судоходством — окна его спальни выходили на воду, и он мог видеть проплывающие мимо корабли. В день, когда Ричарду исполнилось пять лет, отец взял его с собой на верфь. Вместе с другими людьми они наблюдали за спуском на воду стального нефтяного танкера, и эта картина осталась в его памяти.
Удивительное совпадение: по соседству с Ричардом жил Марк Ди Суверо, в будущем также прославившийся как скульптор. В интервью Ди Суверо вспоминал, что детьми они постоянно играли вместе. Район, в котором жили их семьи, был новым, в нем возводили новые дома и повсюду возвышались горы песка. Ричард и Марк катались на картонках с этих «дюн», а потом вытряхивали песок из обуви, прежде чем зайти домой.
В 1957 году Серра поступил в Калифорнийский университет, где получил степень бакалавра английской литературы. С 1961 по 1964 год он изучал искусство в Йельском университете. Параллельно с учебой Ричард трудился на сталелитейном заводе, где постигал особенности металлов, а также работал ассистентом художника Йозефа Альберса.
Творчество Ричарда Серры
В 1966 году Серра поселился в Нью-Йорке, где познакомился с приверженцами минимализма в искусстве. Представитель направления Роберт Моррис пригласил Ричарда поучаствовать в выставке, проходившей в галерее Кастелли. Молодой скульптор жаждал экспериментов, поэтому составил вошедший в историю «Список глаголов», в котором перечислил 54 действия, которые можно совершать с художественными материалами (например, «разбрасывать» или «растягивать»), и принялся осуществлять их в реальности.
Работал Серра и с материалами, которые не считаются художественными. Композитор Филип Гласс, который в свободное время подрабатывал сантехником, рассказал ему о свинце. Ричард нагревал листы свинца в большом котле, а после ковшом разбрызгивал расплавленный металл. В застывшем виде он приобретал причудливые формы, мало напоминавшие скульптуры в привычном смысле слова.
Крупные скульптурные композиции, ставшие визитной карточкой Серры, он начал создавать в 1970-х годах. Всемирную известность ему принес арт-объект, которого ныне уже не существует. Речь идет об «Опрокинутой дуге» (1981) — широкой стальной полосе, воздвигнутой на площади в Нью-Йорке. Скульптура вызвала большой общественный резонанс, жители Нижнего Манхэттена, где располагалась «Опрокинутая дуга», требовали демонтировать ее.
Дебаты по поводу скульптуры растянулись почти на девять лет. В 1989 году арт-объект разобрали и отправили на хранение в Бруклин. По информации The New York Times, разделенная на три части «Опрокинутая дуга» находится сейчас в Александрии, штат Вирджиния. После того как ее демонтировали, Ричард Серра сравнил потерю своей работы с утратой члена семьи.
Еще одна веха в творческой биографии Серры — серия из восьми скульптурных форм, получившая название «Материя времени» (1994–2005), она находится в музее Соломона Гуггенхайма в Бильбао. Инсталляция, сделанная из тяжелого металла и весящая в совокупности более тысячи тонн, напоминает лабиринт. Посетители музея могут обойти его по кругу, а при желании и пройти внутрь.
В 2011 году Серра представил публике самую высокую скульптуру из когда-либо им созданных. 24-метровая работа, получившая название «7», расположилась в парке Музея исламского искусства в Дохе, Катар. Арт-объект появился по инициативе Управления музеев Катара, с момента начала переговоров со скульптором до презентации прошло три года.
Ричард Серра известен не только как скульптор, но и как художник. Его работы на бумаге выполнены преимущественно в черном и белом цветах. Серра не был бы самим собой, если бы не использовал при создании картин собственную технику, мало напоминающую традиционную живопись. Сперва он наносил на стол вязкую черную субстанцию, изготовленную из смеси графита и силиконовых чернил, а затем накрывал ее листом бумаги и тер оборотную сторону стальным инструментом так, чтобы материал оставлял следы на лицевой стороне.
Личная жизнь
С первой женой Нэнси Грейвс Серра познакомился во время учебы в Йельском университете. Девушка также занималась скульптурой. Они оба выиграли грант по программе Фулбрайта и на два года отправились в Европу, где изучали искусство. Пара поженилась в 1964 году в Париже. В 1970 году этот союз распался. Ричард познакомился с художницей Джоан Джонас, которую называют пионером видеоарта. Вплоть до середины семидесятых Серра встречался с ней.
В 1981 году в личной жизни скульптора произошли приятные перемены — он женился на искусствоведе Кларе Вейерграф. С тех пор супруги не расставались. Вейерграф посвятила работам мужа научные статьи и монографии, а он, вероятно, назвал в ее честь одну из своих работ — «Клара Клара», открытие которой состоялось в 1983 году в саду Тюильри в Париже.
Смерть Ричарда Серры
26 марта 2024 года издание The New York Times сообщило о смерти скульптора. Адвокат Джон Сильберман сообщил, что Ричард Серра скончался в возрасте 85 лет. Причиной смерти стала пневмония. Последние дни жизни он провел в собственном доме в Ориенте, штат Нью-Йорк.
Интересные факты
- Серра не верил, что станет художником. Оказавшись в Мадриде и увидев «Менины» Диего Веласкеса в музее Прадо, он заявил, что никогда не приблизится к такому уровню мастерства.
- Рисовать Ричард начал, чтобы привлечь внимание родителей, — мальчик думал, что его старший брат Тони, подающий надежды спортсмен, затмевает его собой. Братья не общались на протяжении 25 лет, но потом наладили отношения.
- Наследию скульптора посвящено несколько книг. В них вошли эссе, интервью, фото работ и т. д.