Биография
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) — духовный наставник и старец, жизнь и служение которого оставили важный след в истории Русской православной церкви. Принявший монашеский постриг в 1966 году, благочестивый подвижник личным смирением, мудростью и искренней верой привлекал людей, ищущих утешения и наставничества. Он известен пастырскими письмами, которые ободряли и поддерживали верующих в трудные моменты существования.
Детство и юность
Архимандрит Иоанн (в миру Иван Крестьянкин) родился 11 апреля 1910 года в городе Орле. Его родители Михаил Дмитриевич и Екатерина Илларионовна, относившиеся к сословию мещан Орловской губернии, воспитывали к тому моменту еще семерых детей. Глава семейства умер, когда Ивану было два года. Воспитанием многочисленного потомства занялась мать, набожная христианка.
С ранних лет биографии Вани, самого младшего сына, она была убеждена в его особом предназначении. Однажды, когда малыш тяжело заболел, бессонной ночью ей случилось видение святой великомученицы Варвары, на вопрос которой «А ты мне его отдашь?» женщина ответила согласием. Удивительным образом следующим утром ребенок пошел на поправку. Главной святыней в отчем доме стала икона Богородицы «Знамение», которую Крестьянкин спустя годы, покидая родных, забрал с собой.
Екатерина Илларионовна, несмотря на тяготы бедной жизни, продолжала оставаться оптимистичным и приветливым человеком и с радостью принимала гостей в маленьком домике. Часто к ней на чаепитие приходили монахини из ближайших обителей. Ваня же в эти моменты оставался в прихожей и устраивал примерку клобуков и ряс. Дома он сам устраивал импровизированные богослужения, подражая тем, которые видел в храме.
Отца мальчику заменили губернские духовные наставники, пастыри и старцы, в обществе которых ему нравилось проводить время. В возрасте шести лет орловец и сам начал прислуживать в церкви, а в 1922 году определенно обозначил желание стать монахом, отринув шанс устроить в будущем личную жизнь в браке. Но когда он попросил благословения у архиерея Николая (Никольского), услышал слова о необходимости прежде выучиться и поработать, принять сан, послужить, а уж потом постричься в монахи.
Так и получилось. Иван в 1929 году окончил школу и выучился на бухгалтера. В молодости он устроился по специальности на предприятие в родном городе, но работу потерял, так как не хотел из-за сверхурочной занятости лишать себя возможности посещать церковные богослужения. С «волчьим билетом» в Орле Крестьянкин трудоустроиться больше не смог и в 1932 году переехал в Москву.
В столице его мирская карьера сложилась более благополучно. Бухгалтерских авралов стало поменьше, а женщины-коллеги симпатизировали чистому сердцем и умом молодому человеку и, будто чувствуя, что он «не от мира сего», изливали перед сослуживцем душу и просили мудрого совета в сложных ситуациях. Оставаясь верным церкви, Иван Михайлович в то время обрел духовного наставника в лице московского потомственного священника протоиерея Александра Воскресенского, чьи молитвы и напутствия укрепили его стремление следовать по пути служения Богу.
Страдавший сильнейшей степенью близорукости уроженец Орловской губернии от военной службы был освобожден. Летом 1944 года он оставил работу бухгалтера, после чего от митрополита Николая (Ярушевича) получил благословение на службу псаломщиком в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Спустя полгода Крестьянкин стал диаконом. Менее чем через год после начала диаконской службы патриарх Алексий I рукоположил его в священники.
Тюрьма и лагерь
Время вступления на путь пастырского служения иерея Иоанна было трудным. Священник храма Рождества Христова в Измайлове стал советчиком, утешителем, врачевателем душ многочисленной паствы, измученной ужасами и лишениями войны. Он крестил, исповедовал, причащал в условиях, когда отправления религиозного культа жестко преследовались советской властью. Чтобы уберечь священника от бдительного ока государственных органов, его отправили зимой 1946 года в Троице-Сергиеву лавру. Спустя полгода священнослужитель вернулся в измайловскую обитель и, будучи заочным слушателем Московской духовной академии, продолжил работу над диссертацией о чудотворце Серафиме Саровском. Научный труд тогда защитить не удалось: по доносу клеветника-священника в апреле 1950 года Крестьянкина арестовали.
На допросах отцу Иоанну предъявили пачки лживых доносов, написанных людьми, которых он хорошо знал. Но узник продолжал пребывать в благостном настроении, а когда попал на очную ставку с главным доносчиком, то вместо того, чтобы обрушиться на лицемерного собрата с упреками, заключил его в объятия.
После пяти месяцев предварительного заключения в камерах Лубянки, Лефортово и Бутырки Иван Михайлович Крестьянкин в октябре 1950 года был приговорен судом к семи годам лагеря строгого режима по статье об антисоветской агитации.
По прибытии в Каргопольский трудовой лагерь в Архангельской области отец Иоанн оказался единственным заключенным, не обритым наголо. Разрешила администрация ему оставить и бороду. Работая на лесоповале, добрый человек продолжал оставаться священником и пастырем, а в уголовниках видел не преступников, а отчаявшихся людей, которым нужны любовь и сострадание.
Пять лет, проведенных в заключении, батюшка вспоминал с глубокой благодарностью и говорил, что в обычной, спокойной жизни человек не может достичь той же искренности молитвы, что и в условиях смертельной опасности, скорби и страдания. В феврале 1955 года он досрочно вышел на свободу, в 1989-м был реабилитирован.
Служение
Как бывшему заключенному, Крестьянкину путь в столицу был заказан. Потому служение он продолжил в Псковской епархии. Бурная активность отца Иоанна, который занимался не только проповедничеством, но и налаживанием церковного быта, вызвала недовольство местных властей, из-за чего ему в 1957 году пришлось переехать в Рязанскую область. В первом же сельском приходе Троица-Поленица духовник вместе с прихожанами восстановил храм Святой Троицы. Из-за претензий уполномоченного по делам религий священнику спустя два года пришлось перебраться в Летово и приступить к службе в церкви Космы и Дамиана. С лета 1962 года до момента принятия монашества в июне 1966 года отец Иоанн был настоятелем в храмах рязанских сел Борец и Некрасовка, а также в Никольском храме города Касимова.
Старец и архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
В 1967 году проповедник поселился в Псково-Печерском монастыре. В 1970-м он стал игуменом, а еще через три года — архимандритом. Обитель стала местом, куда за советом и благословением приезжали люди не только из России, но и из других стран. Седовласого мудреца верующие за открытость и доброту ласково называли доктором Айболитом и почитали как старца, восхищаясь высотой его духа. Сам священнослужитель к столь обязывающему именованию относился скептически:
«Не надо путать старца и старика. И старички есть разные, кому 80 лет, кому 70, как мне, кому 60, есть старики и молодые. Но старцы — это Божие благословение людям. И у нас нет старцев больше. Бегает по монастырю старик, а мы — за ним. И время ныне такое: “Двуногих тварей миллионы, мы все глядим в Наполеоны”. А нам надо усвоить, что все мы есть существенная ненужность и никому, кроме Бога, не нужны».
Ежедневно к монашествующему священнику выстраивалась очередь из представителей духовенства, прихожан и паломников, поток которых иссякал только к вечеру. По свидетельствам очевидцев, минимум дважды визитером старца становился президент России Владимир Путин. Сохранились фото, на которых архимандрит запечатлен рядом с главой государства.
С ходом времени пастырю стало труднее выдерживать физическую и психологическую нагрузку контактов с посетителями. Но до конца дней он продолжал отвечать на письма верующих, публиковал статьи в журналах и писал книги, цитаты из которых теперь широко распространены в Сети. Так, например, из его «Опыта построения исповеди» несведущие люди узнавали подробности процесса и получали рекомендации по подготовке к таинству. В библиографии архимандрита Иоанна (Крестьянкина) свыше 20 отдельных книг и примерно столько же статей.
Над приписываемой ему способностью делать предсказания монах иронизировал, так как не причислял себя к любимцам богов или кудесникам. А рассуждая о «последних временах», не старался их ограничить конкретными годами или событиями. Свидетельства прозорливости архимандрита Иоанна приводил в своей книге «Несвятые святые и другие рассказы» митрополит Тихон (Шевкунов).
Смерть архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Умер выдающийся служитель церкви 5 февраля 2006 года в возрасте 95 лет после тяжелой болезни. Точная причина смерти публично не называлась. Могила старца расположена в пещерах Псково-Печерского монастыря, где покоятся мощи нескольких православных святых.
Цитаты
- «Духовная жизнь — это труд упорный, нескончаемый на всю жизнь. И в этой борьбе бывают победы и поражения. Но все превозможем о имени Иисусовом. И горе человеку, когда он вдруг по вражию наущению увидит себя вполне благополучным и довольным».
- «Вся наша трудность и боль именно потому, что мы не хотим принять Божьего и все домогаемся своего. А Бог нас любит больше, чем мы себя, ибо мы в духовном ничего не смыслим и все печемся о теле».
- «Никто за нас не может решать наших жизненно важных вопросов, и даже в прежние времена старцы не командовали наследием Божиим. Обдумывать, на что брать благословение, должен сам человек».
- «Любовь к человечеству — словесный блуд, любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, — дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью».
Интересные факты
- Период жизни отца Иоанна в ГУЛАГе описан в книге «Письма из заключения. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)», выпущенной впервые издательством «Вольный странник» в 2023 году.
- В 2023 году телеканал «Россия-1» выпустил документальный фильм «Отец Иоанн», рассказывающий о непростом жизненном пути старца.
- Священник в проповедях обращал внимание паствы на распространенную привычку осуждать других людей, которая, по его мнению, может привести человека в ад.