Ксения Петрова

Kseniya Petrova
Ксения Петрова
О знаменитости
Карьера
Дата рождения
1995 г.
Возраст
30 лет
Место рождения
Семейное положение
не замужем
    5,0 / 5 (1 голос)

    Биография

    За рубежом трудятся на благо мировой науки десятки ученых, в том числе молодой биолог Ксения Петрова. С 2023 года она работала в Гарвардской медицинской школе и изучала ранние стадии деления клеток. Сейчас девушке грозит депортация: ее обвиняют в контрабанде лягушек. В феврале 2025 года она попыталась ввести в США незадекларированные эмбрионы, за что таможенная служба аннулировала ее визу и поместила в тюрьму.

    Детство и юность

    В открытых источниках нет достоверной информации о дате рождения Ксении Петровой. В публикациях 2025 года СМИ называют ее 30-летней или 31-летней ученой, поэтому можно сделать предположение, что она появилась на свет в 1993-1995 годах.

    Будущего исследователя и ее старшего брата Василия Петрова воспитывали инженеры: ее мать — специалист по радиосвязи, а отец — программист. Близкие друзья семьи вспоминают, что сотрудница Гарварда с детства интересовалась наукой, а подростком возила с собой ноутбук даже на отдых — не отрывалась от обучения нейросетям.

    Девушка обучалась в Московском физико-техническом институте. В 2019 году она окончила бакалавриат по направлению «прикладная математика и физика», а в 2022 году получила магистерскую степень по биоинформатике. Темой ее выпускной работы звучит так: «Разработка модели нейронной сети для вызова базы данных ионного секвенирования».

    Родители, представители интеллигенции, выступали против переизбрания Владимира Путина на пост президента России 2011–2013 годов. Дочь встала на их сторону и тоже участвовала в митингах. Сформировавшуюся тогда оппозиционную гражданскую позицию Ксения Петрова отстаивает и сейчас. Она неоднократно отказывалась от перспективных государственных проектов, потому что это означало бы переход на проправительственную сторону.

    Научная карьера Ксении Петровой

    Первым местом работы Петровой стал московский Научно-исследовательский центр медицинской генетики. Она посвятила ему шесть лет, с 2017 года. Параллельно в 2021—2022 годах россиянка трудилась в грузинской IT-компании Quantori.

    Ксения Петрова — российская ученая, задержанная в США
    Ксения Петрова — российская ученая, задержанная в США / Фото: @kseniyapetrova

    Сразу после магистратуры Константин Северинов, выдающийся молекулярный биолог, пригласил перспективную молодую коллегу в команду. На возглавляемый им проект по секвенированию генома крупнейшая российская нефтегазовая компания «Роснефть» выделила $ 250 млн.

    Участникам исследования требовался допуск к секретной информации. Служба безопасности обратила внимание на антиправительственные новости, которые Ксения Петрова постила в социальных сетях. Ее поставили перед выбором: либо отказаться от оппозиционных взглядов, либо остаться без работы. Девушка дала жесткий отпор:

    «Думаю, что в каждой стране ученые выступают против автократического правительства».

    Из-за этого Константин Северинов не смог взять вчерашнюю студентку в штат, поэтому назначил внешним консультантом. В интервью The New York Times он охарактеризовал коллегу как принципиального человека, чьи взгляды иногда граничили с ребячеством.

    «Среди молодых ученых многие ориентированы на карьеру. Они готовы на все для кадрового продвижения и профессионального развития. Она не из таких, она в некотором смысле мечтательница», — сказал биолог.

    В феврале 2022 года российские власти объявили о начале специальной военной операции в Украине. Как и прежде, Ксения Петрова приняла оппозиционную сторону. Она участвовала в митингах, чем заработала штраф за участие в несанкционированной акции. Ситуация для девушки становилась тревожной, и в марте 2022 года она уехала из России.

    Тем не менее даже в эмиграции с декабря 2022 года исследователь работала в Институте биологии гена Российской академии наук. Ее приглашали в британскую лабораторию, но девушка ждала особого предложения. В мае 2023 года такое поступило от Марка Киршнера, который возглавлял лабораторию в Гарвардской медицинской школе в Бостоне, штат Массачусетс, США.

    Лаборатория биолога исследует ранние стадии деления клеток для замедления и предотвращения старения. В качестве подопытных образов используются лягушки. Ради Марша Киршнера в Гарварде появился целый «Дворец лягушек» — огромный аквариум, где земноводные могут чувствовать себя как в естественной среде.

    Россиянку назначили специалистом по обработке и анализу данных исследований. Ее коллега Леон Пешкин рассказал, что Ксения Олеговна сразу включилась в процессы и помогла ускорить многие операции. Она проводила в лаборатории по 14–15 часов в день, не брала выходных и отпусков.

    Коллеги опасались выгорания молодой сотрудницы, но в феврале 2025 года она собралась в отпуск. Петрова планировала съездить во Францию на концерт пианиста Андраша Шиффа и встретиться с друзьями в других городах Европы. Леон Пешкин попросил ее о рабочем одолжении, которое впоследствии серьезно отразилось на биографии россиянки.

    Парижские ученые выяснили, как препарировать сверхтонкие участки эмбриона лягушки. Между тем в Гарварде до сих пор не освоили этот процесс, а качественные образцы существенно ускорили бы их работу. Французские коллеги пытались отправить эмбрионы по почте, но при транспортировке те успевали оттаять и становились непригодными для использования. Когда Леон Пешкин попросил Ксению Петрову забрать эмбрионов с собой в самолет: рейс прибудет быстрее, чем почтовая посылка.

    В интервью The New York Times ученый говорил, что лягушек можно ввозить в США, но его коллега, видимо, совершила ошибку в оформлении таможенной декларации. По итогу 16 февраля 2025 года Петрову задержали в бостонском аэропорту и аннулировали ее визу J-1, выдаваемую ученым-исследователям для свободного перемещения.

    Из-за нарушения правил таможни ей предложили выбор: вернуться во Францию и заново подать заявление на визу либо депортироваться в Россию. Ксения Петрова выбрала первый вариант, опасаясь за свою жизнь. После этого ее взяли под арест.

    Адвокат Петровой Григорий Романовский считает, что таможня превысила полномочия, аннулировав визу, а задержание его подзащитной не что иное, как следствие жестокой иммиграционной политики американских властей. Девушку поместили в СИЗО, затем перевезли в исправительное общежитие для иммигрантов.

    Личная жизнь

    Ксения Петрова — скромная девушка, которая скрывает личную жизнь. В ее акаунтах соцсетях мало фотографий и почти нет биографических сведений.

    Ксения Петрова сейчас

    В мае 2025 года Министерство юстиции США сообщило, что Ксении Олеговне предъявлено обвинение в контрабанде. Ее перевезли в федеральную тюрьму, где она будет дожидаться судебного заседания.

    Согласно американскому законодательству, соизмеримое наказание за ошибку в таможенной декларации — штраф до $ 500. Однако обвинение требует для россиянки лишения свободы сроком на 20 лет, штрафа в размере $ 250 тыс. и депортации в Россию.

    Между тем Гарвард остается в стороне от ситуации. По словам Леона Пешкина, коллеги боятся встать на защиту молодой сотрудницы, потому что тоже живут в США по временным визам.

    В заключении Ксении Петровой не разрешали пользоваться ноутбуком, поэтому она читала книги. Девушка переживала, что после выхода на свободу не сможет заниматься наукой на прежнем уровне, поскольку не будет чувствовать себя защищенной.

    В мае федеральный судья штата Вермонт согласился выпустить Петрову под залог на время следствия. Также суд признал незаконным решение иммиграционных властей США аннулировать американскую визу Ксении.

    Интересные факты

    1. Брат исследовательницы сохраняет позитивный взгляд на ситуацию. Отвечая на комментарии в социальных сетях, он написал: «Считаю, что это ошибка людей у власти. Нам нужно подождать, пока юристы все уладят».
    2. В студенческие годы Ксения Петрова на профессиональном уровне изучила Python. Этот язык программирования она использовала в работе для оптимизации процессов.
    3. Коллеги по Гарварду характеризовали россиянку как аскетичного человека. Впервые с самолета в США она сошла с рюкзаком. Леон Пешкин сравнил ее с советскими учеными, глубоко преданными делу и не нуждающимися в мирских благах.