Биография
Советский писатель Виль Липатов был известным в литературной среде человеком. Его имя ассоциируется у читателей с придуманными им и ставшими популярными героями Столетовым и Анискиным. Примечателен тот факт, что образы отрицательных персонажей он часто срисовывал с реально существовавших людей. Самые яркие произведения автора были экранизированы, за что мужчина не единожды получал премии.
Детство и юность
Биография Липатова началась в городе Чите, где он родился весной 1927 года. Его родители были людьми образованными: мать работала в местной школе, преподавала русский язык, отец трудился в газете «Забайкальский рабочий».
После школы Виль планировал построить карьеру военного, для этого отправился в Новосибирск, поступил в военный институт, но на 1-м курсе понял, что душа не лежит к этому делу. Уже тогда он увлекался писательством и решил перевестись на историческое отделение Томского педагогического университета.
Личная жизнь
Личная жизнь Липатова не сразу сложилась удачно. Его первой женой была Александра Липатова. У пары родилась дочь Татьяна, повзрослев, она, как и отец, стала проявлять себя в творчестве, правда, в другом направлении: работала художником-графиком и создавала куклы.
Второй избранницей Виля стала падчерица писателя Вадима Кожевникова Ирина Мазурук. Ее родным отцом был известный генерал-майор авиации Илья Мазурук.
Книги
Работа появилась в карьере Липатова еще в студенческие годы, когда он устроился в местную газету, впоследствии там и были опубликованы первые рассказы писателя. Получив образование, Виль вернулся в родную Читу и в издательстве «На боевом посту» сразу получил место литературного секретаря.
Первой в библиографии автора появилась книга «Шестеро» в 1958 году. Она написана в жанре советской прозы, в центре сюжета — смелые водители, которые не побоялись во время сильной вьюги доставить в леспромхоз требуемое оборудование. Для этого им пришлось пройти через тайгу.
В следующих произведениях («Глухая мята», «Черный яр», «Стержень») автор описал тему трудового подвига и взаимоотношений между людьми. В 1964 году Виль перевелся в газету «Советская Россия», где сразу занял место специального корреспондента, в этой должности пробыл 2 года. Одновременно с тем мужчина опубликовал повесть «Чужой», которая принесла ему литературную славу.
Самый популярный цикл рассказов Липатов опубликовал позднее. В 1967 году он переехал в Москву, там же вышла его повесть «Деревенский детектив», главный герой сюжета — Федор Анискин, который работает оперуполномоченным. Дебютная экранизация писателя была сделана именно по этой книге, первый одноименный фильм вышел в 1968 году, второй «Анискин и Фантомас» — в 1974-м, а художественная кинолента «И снова Анискин» завершила трилогию в 1978-м.
В книгах «Сказание о директоре Прончатове» и «Лида Вараксина» автор показал социальные проблемы людей, которые можно решить коллективным трудом и использованием верного подхода. В других произведениях Виль не боялся открыто говорить о неблагополучии общества на примерах своих героев. Несмотря на это, его повести продолжали публиковаться.
В последующие годы зрители видели еще не один фильм, снятый по романам Липатова. В 1969 году вышла лента «Мистер-Твитстер», в 1972-м — «Инженер Прончатов» и «Развод по-нарынски», в 1976 году режиссер Арья Дашиев представил киноленту «Три солнца». Сценаристом к последней выступал Липатов.
В последние годы жизни Липатов был членом Союза писателей СССР, где значился секретарем правления.
Смерть
До последних дней Виль жил в Москве, он умер весной 1979 года, причина смерти не уточняется. Могила писателя расположена на Кунцевском кладбище, вместо привычного фото надгробие украшает закрытая книга с фамилией писателя.
В память о талантливом авторе в трех городах его именем названы улицы, а также на здании городской библиотеки в Асино установлена мемориальная доска. В 1982 году учредили литературную премию имени Виля Липатова.
Библиография
- 1958 – «Шестеро»
- 1960 – «Глухая мята»
- 1961 – «Зуб мудрости»
- 1964 – «Чужой»
- 1968 – «Деревенский детектив»
- 1969 – «Сказание о докторе Прончатове»
- 1970 – «Серая мышь»
- 1971 – «Еще до войны»
- 1974 – «И это все о нем»
- 1975 – «Самолетный кочегар»
- 1977 – «Игорь Саввович»
- 1978 – «Лев на лужайке»