Биография
Карл Орф — немецкий музыкант и композитор, которого искусствоведы называют баварским экспериментатором. Произведения автора самобытны и просты, но в то же время величественные и увлекающие. Наиболее известным творением Орфа считается кантата «Кармина Бурана». В своем творчестве композитор пропагандировал симбиоз музыки и театра. Он не хотел, чтобы его музыку относили к чистому оперному жанру.
Большой вклад музыканта заключается не только в его авторском наследии, он состоит и в разработанной педагогической методике. Орф задумывался о воспитании молодежи и делал ставку на развитие творческой стороны личности.
Детство и юность
Родиной Карла Генриха Марии Орфа стал Мюнхен. Мальчик родился 10 июля 1895 года. Он был потомком еврейского рода. В доме Орфов всегда царила творческая атмосфера. Отец отлично владел музыкальными инструментами, поэтому вдохновляющие мелодии сын слышал с малых лет. Развитию творческого потенциала способствовала и мать, которая заботилась о воспитании сына.
Музыка интересовала Карла с детства. Он любил слушать, как играют родители, и постепенно начинал изучать особенности инструментов. Когда Орфу-младшему было 4 года, он впервые увидел представление кукольного театра. Ребенок оказался сильно впечатлен и с тех пор часто играл в куклы.
В 5 лет он начал осваивать игру на фортепиано. Ему нравилось импровизировать, а нотная грамота давалась без труда. 6-летнего мальчика отдали в школу. Уже умея читать и писать благодаря матери, Карл скучал на уроках, но с упоением сочинял стихи и рассказы дома. Два произведения юного автора даже напечатали в детском журнале.
Увлечение кукольным театром возрастало. Карл начал ставить домашние спектакли, привлекая младшую сестру. Он выступал автором музыки, текстов и сюжетов. В 14 лет юноша впервые побывал в оперном театре. Познакомившись с «Летучим голландцем» Рихарда Вагнера, он был сильно впечатлен, забросил школу и все время проводил за фортепиано. В 16 Карл бросил гимназию и с разрешения родителей стал готовиться к учебе в музыкальной академии. Туда юноша поступил в 1912 году.
Программа академии не пришлась Орфу по вкусу. Он проникся творчеством Клода Дебюсси и хотел ехать в Париж, чтобы учиться у кумира, но родители были против. Завершив обучение в 1914-м, Карл стал концертмейстером в оперном театре и продолжал брать уроки у Германа Цильхера.
В 1916-м ему досталась должность капельмейстера в театре «Каммершпиль». Счастье начинающего композитора было недолгим: его прервала война. Молодой человек попал на Восточный фронт, получил ранение и контузию и вернулся в тыл. Карьеру он продолжил в театре Мангейма, а затем переехал в Мюнхен.
Музыка
Желая проникать в суть деталей, Орф увлекся педагогикой. Он занимался репетиторством, общаясь с музыкантами, планирующими поступление в музыкальную академию, но имеющаяся концепция преподавания не устраивала его. В 1923 году совместно с новой знакомой, гимнасткой Доротеей Гюнтер, Карл открыл школу танца и музыки «Гюнтершуле», где стал педагогом. Это положило начало созданию собственной методики музыкального образования. Свое видение автор описал в книге под названием «Шульверк». Она вышла в 1932-м.
Синтез движения, музыки и слова лежал в основе принципа Орфа. Методика «Музыки для детей» предполагает раскрытие творческого потенциала ребенка посредством импровизации в той или иной сфере.
Композитор предлагал воспитание посредством обучения игре на музыкальных инструментах. Он разработал «элементарное музицирование», объединяя весь процесс общим термином. Музыкант даже подготовил материалы, которые, подвергаясь изменениям, остаются актуальными для совместной импровизации с детьми.
Постепенно композитор сменил приоритеты и вновь погрузился в создание музыки. Его самым знаменитым созданием считается «Carmina Burana» («Кармина Бурана»). В основе произведения лежала история «Песен Бойерна», найденных в 1802 году в бенедиктинском монастыре. Рукописи сохранили стихотворения голиардов, под которые Карл написал музыку. Поднимаемые авторами 13-го столетия темы оказались актуальными для 20-го века.
В рукописи был рисунок Колеса Фортуны, который послужил фундаментом композиции сочинения. Колесо вращается, а на сцене сменяется настроение, душевное состояние. «Кармина Бурана» стала 1-й частью трилогии, а «Catulli Carmina» и «Trionfo di Afrodite» — последующими. Сам композитор называл свое детище праздником гармонии человеческого духа, балансирующего между плотским и духовным.
Премьера кантаты состоялась в 1937 году. Произведение стало чрезвычайно успешным среди нацистов, пришедших к власти. Геббельс и Гитлер были его большими поклонниками. Успех этого сочинения затмил все предыдущие удачи Орфа. Песнь «O Fortuna» знакома даже тем, кто не силен в опере.
Авторитет Карла Орфа был невероятно высок. Ему доверили создание музыки для постановки «Сна в летнюю ночь». Творения Феликса Мендельсона тогда запрещались в Германии, и в помощи композитора видели альтернативное решение проблемы. Орф остался недовольным собственной работой и в дальнейшем переделал произведение. Из-за этого премьеру задержали до 1964 года.
Удивительно, как при наличии еврейских корней музыканту удалось завоевать расположение немецкого правительства. В финале войны он числился в черном списке за пособничество Гитлеру, но беда обошла его стороной благодаря дружбе с Куртом Хубером. Так Орф получил шанс вернуться в педагогику и музыку. В 1955 году композитор поселился в Диссене-на-Аммерзее, позднее перебрался в Зальбург. Там он руководил институтом, где использовалась его система обучения Орф-Шульверк.
Творчество Карла Орфа известно и такими сочинениями, как «Луна», «Умница», именуемые автором сказочными операми, «Антигона» и «Царь Эдип». Музыкант уделял большое внимание значению ритма, и его любимыми инструментами были ударные.
В числе последних работ композитора — мистическая пьеса «Комедия на конец времен», созданная в 1973 году. Она была использована в фильмах «Опустошенные земли» и «Настоящая любовь». С 1975-го Орф занимался изданием материалов из собственного архива.
Личная жизнь
Карл Орф пользовался вниманием со стороны женщин. Впервые он женился в 25 лет. Избранницей композитора стала оперная певица Алиса Зольшер. Жена родила дочь, которую назвали Годела. Девочка была единственной наследницей Орфа. Другие браки не принесли ему детей. Личная жизнь Карла и Алисы не задалась. Спустя 5 лет произошел развод, и с 1925 по 1939 годы музыкант был предоставлен самому себе, не имея обязательств.
Второй любовью Орфа стала врач Гертруда Виллерт. Девушка была моложе супруга на 19 лет и не выдержала с ним больше 4 лет. В 1954-м Карл сочетался браком с писательницей Луизой Ринзер, но и этот союз оказался хрупким. В возрасте 65 лет композитор женился на Лизелотте Шмитц, работавшей его секретарем. Девушка была гораздо моложе избранника и стала свидетельницей его кончины. В 1982 году четвертая супруга музыканта создала фонд его имени и управляла организацией до 2012-го.
Смерть
Биография Карла Орфа полна интересных фактов, подтверждающих, что судьба была к нему благосклонна. Еще при жизни он стал почетным членом Университета Регенсбурга, нюрнбергской Академии художеств, Академии искусств Баварии и римской Санта-Чечилии. Кроме того, музыкант стал почетным доктором Тюбингенского университета и мюнхенского университета Людвига-Максимилиана.
Карл Орф неоднократно получал награды в качестве признания его вклада в искусство и культуру Германии. В 1975 году ему презентовали статус почетного гражданина родного города Мюнхена, а в 2001-м астрономы присвоили его имя астероиду.
Орф страдал от рака поджелудочной железы. Болезнь понемногу отнимала здоровье композитора и стала причиной смерти. Карл Орф скончался на 87-м году жизни, 29 марта 1982-го. Его прах был погребен в церкви монастыря Андекс вблизи Мюнхена.
Музыкальные произведения
- 1937 – «Кармина Бурана»
- 1937 – «Луна»
- 1942 – «Катулли Кармина»
- 1943 – «Умница»
- 1943-1945 – «Бернауэрин»
- 1947 – «Антигона»
- 1950 – «Триумф Афродиты»
- 1957 – «Царь Эдип»
- 1963 – «Прометей»
- 1972 – «Мистерия конца времени»