Лени Рифеншталь

Хелена Берта Амалия Рифеншталь
О знаменитости
Дата рождения
Возраст
101 год
Дата смерти
8 сентября 2003 г.
Место рождения
Семейное положение
была замужем
Соцсети
    5,0 / 5 (2 голоса)

    Биография

    Немка по национальности, Лени Рифеншталь прожила удивительно долгую жизнь длиною в 101 год. За это время она успела проявить себя в качестве кинорежиссера-документалиста и фотографа, танцовщицы и актрисы, а также познать как поклонение, так и ненависть. Сама не отдавая себе в этом отчет, женщина пропагандировала нацистскую партию и кровавую деятельность ее лидера. Несмотря на такое мрачное пятно в биографии, Рифеншталь смогла реализовать себя в разных сферах искусства и внести собственное имя в мировую историю.

    Детство и юность

    Берта Хелена Амалия Рифеншталь появилась на свет 22 августа 1902 года в рабочем районе Веддинг, находящемся в немецкой столице. Семья девочки являлась многодетной, она росла с тремя братьями, один из которых — Хайнц — был младше Хелены всего на 2,5 года. Отец семейства Альфред являлся владельцем крупной фирмы, занимающейся продажей и монтажом отопительных и вентиляционных устройств. Мать Хелены звали Берта Ида.

    Embed from Getty Images
    Режиссер Лени Рифеншталь

    Свой творческий путь Рифеншталь начала с музыки. Два раза в неделю в течение 5 лет отец водил ее в художественную школу. Далее девочка стала заниматься живописью и довольно успешно — из-под ее кисти выходили по-настоящему качественные пейзажи. Несмотря на это, ни рисование, ни занятия музыкой не вызывали у нее особого интереса.

    На самом деле Лени грезила о танцах. Хотя Альфред был категорически против этого, мать поддерживала стремление дочери и вставала на ее сторону. В 1918-м женщина начала тайком водить Хелену в хореографический класс.

    Первое публичное выступление начинающей танцовщицы привело к скандалу в семье Рифеншталь. Отец выпалил в гневе, что отправит своего ребенка в интернат закрытого типа. В стремлении избежать такой участи девушка согласилась поступить в берлинское художественное училище, в котором начала изучать живопись. Альфред выпустил ситуацию из-под контроля, только когда повзрослевшая Хелена пообещала сбежать из отчего дома, если ей не позволят выступать на сцене.

    Embed from Getty Images
    Лени Рифеншталь в молодости

    Рифеншталь не прогадала — у нее был безусловный талант к танцам. В молодости примкнув к труппе немецкого театра, девушка демонстрировала блестяще выполненные как одиночные выступления, так и в общем составе.

    Ей удавалось гармонично сочетать новаторские идеи и классические па. Однако в дальнейшем Лени связала свою судьбу совсем не с танцами. Из-за разрыва связок и долгого восстановления врачи вынесли вердикт: подобные физические нагрузки ей были категорически запрещены. И тогда девушка принялась искать новое для себя увлечение.

    Актерская карьера

    В 1919 году на большие экраны вышел фильм "Гора судьбы", неплохо стартовавший в прокате. Лени Рифеншталь, оказавшаяся на одном из сеансов, вышла из кинозала обновленным человеком. Девушку настолько впечатлила картина, что она во что бы то ни стало решила познакомиться с создателем проекта — режиссером Арнольдом Фанком.

    Мужчина на первой встрече тоже очаровался Хеленой, до такой степени, что сочинил сценарий к своему новому проекту под названием "Священная гора" специально для нее. Девушка усиленно готовилась к началу съемок — училась скалолазанию у профессионалов и каталась на лыжах.

    Лени Рифеншталь (кадр из фильма "Голубой свет")
    Лени Рифеншталь (кадр из фильма "Голубой свет")

    После исполнения дебютной роли фильмография Рифеншталь пополнилась еще несколькими кинокартинами, такими как "Большой прыжок" 1927-го, "Белое безумие — новое лыжное чудо" 1931-го. Набравшись опыта, она поняла, что способна на нечто большее.

    В 1932 году состоялась премьера ее собственной киноленты под названием "Голубой свет" — Лени предстала и актрисой, и режиссером, и сценаристом. Рифеншталь перевоплотилась в главную героиню по имени Юнта. Лента о женщине с противоречивой и непростой судьбой, наполненной мистики и загадочности, пришлась по вкусу самому Адольфу Гитлеру.

    Режиссура

    В феврале 1932-го Гитлер произнес свою пламенную пропагандистскую речь в стенах Берлинского дворца спорта. Среди зрителей, присутствовавших там, была и Лени Рифеншталь. Она настолько восхитилась ораторским даром фюрера, что решила непременно сообщить ему об этом в письме. Ответ не заставил себя долго ждать — Адольф, который к тому времени уже был знаком с картиной "Голубой свет", сам желал поближе пообщаться с талантливой создательницей кино.

    Embed from Getty Images
    Лени Рифеншталь на съемочной площадке

    И причины для этого были не только сугубо личные — Гитлер на тот момент активно искал режиссера, который бы справился со съемками документальной картины о национал-социалистической немецкой рабочей партии. Рифеншталь, которая все еще пребывала под воздействием обаяния и харизмы лидера Третьего рейха, с радостью приняла его предложение. В апреле 1934-го она начала вести работу над созданием киноленты "Триумф воли".

    Адольф поставил перед съемочной группой непростую, но понятную задачу — таким образом показать партию и ее лидера, чтобы она предстала перед зрителями в наиболее выгодном свете. Над документальной картиной трудились более 170 человек, было задействовано 30 камер и такое же количество операторов. Каждый из них был обязан научиться с легкостью кататься на коньках прямо во время съемочного процесса, чтобы снять эпизоды в движении. Монтаж киноленты продлился больше 6 месяцев.

    Embed from Getty Images
    Лени Рифеншталь и Адольф Гитлер

    Весной 1935-го фюрер смог оценить труды своей команды — долгожданная смонтированная пленка хронометражем в 114 минут была полностью готова к показу на больших экранах Германии. 28 марта в Берлине состоялась премьера картины "Триумф воли", на которую пришли простые местные жители. Успех был ошеломительным. Рифеншталь, которая мгновенно получила признание, а вместе с ним и награды, решила сочинить книгу о том, что осталось за кадром документальной ленты.

    Сотрудничество с Адольфом Гитлером обеспечило Лени безбедное существование. Талантливой и многогранной артистке были рады в любом обществе, а профессиональные предложения поступали один за другим. Однако лишь на некоторые из них она отвечала согласием. Режиссер принялась за съемки фильма "Олимпия", повествующего об Олимпийских играх 1936-го, прошедших в Берлине. И по сей день эту картину принято считать образцом документалистики.

    Embed from Getty Images
    Режиссер Лени Рифеншталь

    Во время съемок ленты в ход шли камеры для подводных съемок. Операторы двигались по специализированным рельсам, что облегчало им работу. А когда возникла необходимость в съемках в воздухе, было решено поместить камеры в дирижабли. Гитлер пришел в восторг от полученного результата: кино получилось современным и не прямолинейно пропагандистским.

    4 ноября 1938 года, после премьеры документальной ленты "Олимпия", Лени Рифеншталь пришло приглашение в Америку. Однако ей недолго пришлось пробыть за океаном — до американцев дошла информация о еврейских погромах, которые устроили последователи фюрера. Мэр Нью-Йорка предложил запретить к показу «Триумф воли», а Хелена первый раз подумала о том, что совершила роковую ошибку, согласившись воспеть нацистский режим.

    Embed from Getty Images
    Лени Рифеншталь снимает фильм "Олимпия"

    Далее, понемногу узнавая о подробностях жестокости со стороны правящей партии, Рифеншталь старалась отстраниться от сотрудничества с Гитлером. 30 марта 1944-го режиссер в последний раз встретилась с фюрером на территории его резиденции "Бергхоф".

    Спустя некоторое время Лени стала воспринимать "Триумф воли" как свою ошибку, утверждая в нечастых интервью о том, что она абсолютно аполитична. Позже артистка созналась, что оказалась под влиянием Адольфа Гитлера, который имел безусловный дар убеждения. Однако ее оправдания мало кого трогали за душу. Когда произошло свержение политического режима, проекты Лени Рифеншталь прекратили финансировать.

    Embed from Getty Images
    Лени Рифеншталь осуществляет монтаж фильма

    В 1948-м женщина подверглась процедуре денацификации, которую обязаны были пройти все последователи нацистского режима, дабы «очиститься» от старых идей. Режиссер подверглась аресту, после чего ее силой отправили в психиатрическую больницу, где проходило «лечение» электрошоком. Лени не прекращала молиться о том, чтобы подобный ужас поскорее подошел к концу.

    Пережив страшные эмоциональные и физические потрясения, женщина захотела восстановить утраченные силы. В апреле 1956-го, когда Рифеншталь было 53 года, она отправилась в путешествие по жаркой Африке. Однако вместо видеокамеры Лени носила с собой повсюду фотоаппарат. Вернувшись на родину, женщина отправила полученные фото в редакцию некоторых глянцевых журналов, которые с успехом опубликовали.

    Embed from Getty Images
    Лени Рифеншталь в 1972 году

    В 1971-м Лени, проводившая время на Мальдивах, в первый раз погрузилась в Индийский океан. Конечно же, дело не обошлось без камеры для подводных съемок, которую женщина взяла с собой, чтобы зафиксировать увиденное. Всего за свою жизнь Рифеншталь совершила около 2 тысяч погружений. Результатом ее многолетних трудов стали фотоальбомы "Чудо под водой" и "Коралловые сады", а также документальный фильм "Коралловый рай".

    В 1973 году она презентовала альбом с фотохроникой из жизни нубийцев — жителей племени нуба. Работа получила название "Люди, будто пришедшие с другой звезды".

    Личная жизнь

    Личная жизнь культовой женщины развивалась активно, как и творческая. О ее любовниках (среди которых, по слухам, был культовый немецкий писатель Эрих Мария Ремарк) и мужьях ходило много слухов.

    Embed from Getty Images
    Лени Рифеншталь и Петер Якоб

    Первым супругом Хелены стал Петер Якоб, являющийся лейтенантом альпийских стрелков. Молодые люди познакомились в 1940 году на съемках картины "Долина", которые проходили в Австрии. Мужчина прибыл туда, чтобы восстановиться после ранения и сняться в киноленте в качестве каскадера. Свадьба влюбленных состоялась 21 марта 1944-го в австрийском курортном городе Кицбюэль.

    Embed from Getty Images
    Хорст Кеттнер и Лени Рифеншталь в последние годы

    Вторым и последним супругом Рифеншталь стал кинооператор Хорст Кеттнер, который был на 40 лет младше своей избранницы. Они прожили вместе до самой смерти Хелены. 61-летний мужчина не отходил от постели жены в последние секунды ее жизни. В старости женщина грустила лишь об одном — что ей так и не удалось завести детей. Рост и вес Лени доподлинно не известны.

    Смерть

    Причиной смерти Лени Рифеншталь стала злокачественная опухоль. Она скончалась 8 сентября 2003-го, спустя 2 недели после своего 101-го дня рождения. Кремация состоялась спустя 4 дня, прах захоронили на кладбище "Вальдфридхоф" в Мюнхене.

    Фильмография

    • 1926 - "Священная гора"
    • 1932 - "Голубой свет"
    • 1933 - "Победа веры"
    • 1935 - "Триумф воли"
    • 1938 - "Олимпия"
    • 1938 - "Олимпия 2"
    • 1954 - "Долина"
    • 2000 - "Мечта об Африке"
    • 2002 - "Коралловый рай"

    Библиография

    • 1933 - "Борьба в снегах и во льду"
    • 1935 - "То, что осталось за кадром фильма о съезде национал-социалистической партии"
    • 1937 - "Красота олимпийской борьбы"
    • 1973 - "Нубийцы — люди, будто пришедшие с другой звезды"
    • 1975 - "Нубийцы из племени Кау"
    • 1978 - "Коралловые сады"
    • 1987 - "Моя Африка"
    • 1987 - "Мемуары"
    • 1990 - "Чудо под водой"