Биография
Гай Луцилий стоял у истоков зарождения римской сатиры. Его поэтический дар был высоко оценен современниками из-за актуальности затрагиваемых тем. Мужчина был знатным гражданином Рима, входил в число друзей полководца Сципиона. В творчество Луцилия вошли 30 книг, но до нашего времени сохранилась, по подсчетам ученых-историков, двадцатая часть: только некоторые фрагменты, включающие менее 1300 строк.
Судьба
Относительно даты рождения Луцилия историки затрудняются назвать конкретные цифры. Древний церковный летописец Иероним сообщает, что родился сатирик в 148 г. до н. э. Но эксперты скептически принимают эти сведения его биографии, поскольку тогда получается, что Луцилий пошел в армию в очень юном возрасте, и расцвет его творчества, отличающегося мудрыми суждениями, приходится на весьма молодой возраст.
Исходя из этого, принято считать истинным годом рождения поэта 180 г. до н. э. Место рождения поэта - латинская колония Сесса-Аурунка на юге Италии, в области Кампанья. Луцилий имел знатное происхождение, был выходцем из всаднического сословия, что являлось редкостью для поэтов того времени. Его семья владела как внушительными земельными участками, так и большой численностью рабов. По всем признакам поэт имел статус римского гражданина.
Сестра сатирика – Люцилия – была матерью или бабушкой римского политика и консула Помпея Великого. Историк Гай Веллей Патеркул в своих трудах упоминает, что Луцилий служил под началом римского полководца Сципиона Эмилиана при осаде Нуманции в 134 г. до н. э. А Гораций писал, что последнего с поэтом связывали тесные дружеские отношения, Луцилий ярко описывал подвиги и достоинства полководца в своих сатирах.
Даже когда Сципион или Лелий, мудрец безмятежный,
И от народной толпы и от дел на покой удалились,
Часто любил он с ними шутить и беседовать просто…
Имея знатное происхождение, Луцилий намеревался прожить жизнь интересами обеспеченного землевладельца, не вмешиваясь в политику и общественную деятельность. Но после военной кампании поэт переехал в Рим, купил себе дом, в котором прожил практически до старости.
В столице он близко сходится с выдающимися людьми того времени – военачальником и мыслителем Гаем Лелием, философом Панетием Родосским, поэтом Теренцием и другими членами кружка Сципиона Эмилиана.
На собраниях кружка часто обсуждалась политическая ситуация, новые законы, военные кампании, насущные проблемы социума. Луцилий показал себя блестящим знатоком тем современного общества. А вскоре стал излагать суждения в поэтической форме:
Доблесть - всегда сознавать последствия наших поступков,
Доблесть - всегда разбирать, где честь, где право, где польза,
Что хорошо и что нет, что гнусно, бесчестно и вредно…
Произведения сатирика высоко ценили современники – как аристократы, так и простые горожане. Об авторитете Луцилия свидетельствует то, что столь просвещенный человек, как Клитомах - глава Платоновской Академии, посвящает Луцилию сочинение.
К концу жизни Луцилий удалился на покой, обосновавшись в Неаполе, жил один, так и не заимев жену и детей – больше о личной жизни литератора ничего не известно. После смерти поэта (причины не упоминаются в источниках) в 103 или 102 г. до н. э. в Неаполе власти устроили публичные похороны, отмеченные пышностью и торжественностью, что еще раз доказало признание автора при жизни.
Стихи и сатиры
Наследие сатиры Луцилия дошло до наших дней во фрагментах, представляющих собой разрозненные стихотворные строки. Но цитаты автора упоминали поэты Цицерон, Гелий и другие. По этим отрывкам эксперты сделали вывод, что сатиры Луцилия характеризовались неравномерностью размера, поэтические строки часто соседствовали с прозаическими. Такие смешанные стихи получили название «сатуры».
Хотя древнеримский поэт Гораций не признавал такое несовершенство рифмы и резко критиковал творчество сатирика, однако признавал необычайную выразительность и силу его строк. Впоследствии Луцилий выбрал технику гекзаметра и стал писать в стиле шестеромерного стихосложения.
Язык поэзии римлянина чрезвычайно разнообразен: тут и живая речь простого народа, и ровная речь горожан. Поэт часто прибегал к приему, в котором смешивал греческие и латинские слова, критикуя этим слишком частое употребление греческого языка.
Темами сочинений поэт выбирал наиболее злободневные проблемы того времени: вопросы религии, литературы, политики, философии. Все это Луцилий выражал в изобличительном жанре сатиры. Так, одним из первых произведений римлянина стала «Сатира о браке», которую автор написал в ответ на призыв властей принудить всех римлян к браку и деторождению. В этой работе автор рассуждает как типичный холостяк, называя жену «приятным злом».
Сатирика беспокоит очевидное разложение высших классов римского общества, погрязшего в роскоши и распутстве. Луцилий открыто клеймит в произведениях систему судопроизводства. Одним из ярких произведений в творчестве поэта стала сатира о гладиаторских боях:
На гладиаторских играх, устроенных Флакками, некий
Был эзернин-самнит, негодяй, своей жизни достойный.
С Пацидеяном он там состязался, который был самым,
После созданья людей, гладиатором лучшим из лучших.
Луцилий живо интересовался естественными науками. Автор также поднимает темы здоровья и болезни, идеи соотношения тела и души. Поэт часто пишет от первого лица, высмеивая людские пороки и слабости, а также сообщает о личном опыте попадания в те или иные ситуации. Нередко описывает собственные путешествия. Например, после вояжа на Сицилию появилась серия юмористических бытовых зарисовок.
Своим читателем римлянин не считает ни «ученых», ни «неучей», поэзия Луцилия рассчитана не для масс, а для среднего образованного класса, также затрагивает часть «верхушки», которой автор адресует самые «зубастые» сатуры. Поэт-сатирик Ювенал так говорил о таланте Луцилия:
«Всякий раз, как Луцилий, как бы обнажив меч, выступает с бранным пылом и криком, краска стыда бросается в лицо слушателя, у которого от злодеяний уже застыла кровь».
Все это отразилось на том, что Луцилия стали считать основателем римской сатиры в ее индивидуальном выражении. Творчество римлянина оказало большое влияние на работы поэтов позднего периода, в частности Ювенала и Персия.
Цитаты
«Сосредоточивать мысль всегда на пользе Отчизны,
После - на пользе родных, а потом уж на собственной пользе».
«Целые дни и народ, и сенаторы - все без различья
Топчутся вместе толпой на форуме и не уходят.
Все ремеслу одному и заботе одной отдаются:
Как бы друг друга надуть, в борьбе коварно сразиться…»
«Любое письмо небольшое - это поэма.
Ну, а творение все - то поэзия, как «Илиада»