Биография
На протяжении многих лет эстрадная певица Хания Фархи была символом башкирского и татарского искусства и признанной королевой национальной сцены. Обладательница проникновенного сопрано дала сотни концертов и заслужила право быть увековеченной на «Аллее звезд» в Казани, а правительство Татарстана и Башкортостана отметило заслуги выдающейся исполнительницы почетным званием народной артистки обеих республик. Неожиданная смерть оборвала карьеру примадонны и стала огромной трагедией для тысяч поклонников ее творчества.
Детство и юность
Эстрадную певицу, известную под фамилией Фархи, на самом деле звали Хания Фархлисламовна Биктагирова, и родилась она 30 мая 1960 года в небольшой деревне Верхняя Салаевка в Татышлинском районе советской Республики Башкирия. Родители, бывшие потомками жертв политических репрессий, жили скромно и все заработанные средства тратили на воспитание и образование шестерых детей и пятерых племянников.
Несмотря на трудности, отец будущей певицы был открытым и жизнерадостным человеком, устраивавшим домашние представления с песнями под гармошку. Хания с братьями и сестрами с удовольствием участвовала в праздниках и с раннего детства мечтала стать знаменитой артисткой. По окончании средней школы, расположенной в соседнем селе Бадряшево, девушка попыталась поступить в казанскую консерваторию, но провалила вступительные экзамены.
Не желая и дальше быть обузой для бедных родителей, она решила отправиться в столицу и стала студенткой московского текстильного техникума и института. Параллельно с учебой Хания работала на производстве и посещала занятия в училище музыки. Через некоторое время ей посчастливилось выйти на сцену и выступать в хоровом коллективе имени М. Е. Пятницкого.
На одном из концертов девушка исполнила национальную татарскую песню, обеспечившую знакомство с поэтом Гараем Рахимом. Очарованный голосом молодой исполнительницы, мужчина уговорил ее оставить столицу и принять участие в развитии республиканской эстрады.
Так Хания оказалась в Казани, где продолжила обучение актерскому ремеслу и вскоре получила место в труппе Тинчуринского драматического театра. Это профессия настолько увлекала девушку, что она готова была мириться с отсутствием комфорта и время от времени ночевать в зале ожидания на городском вокзале.
В 1989 году, после увольнения, которое стало величайшей жизненной трагедией, Фархи некоторое время работала в творческой студии «Песня и милосердие», а затем с помощью знакомых поступила на службу в певческий коллектив Московской филармонии.
Музыка
По настоящему творческая биография Хании началась в народном казанском ансамбле песни и танца «Байрам», куда она поступила в начале 1990-х годов. Там ей удалось в полной мере развить вокальные данные и глубже познакомиться с музыкальным творчеством народов татарской и башкирской национальностей.
Вскоре женщина стала руководить этим коллективом и пригласила к сотрудничеству новых солистов и хоровых певцов. Самыми знаменитыми номерами в репертуаре обновленного «Байрама» стали проникновенные дуэты Фархи с Данифом Шарафутдиновым и Раилем Габдрахмановым.
Партнеры прекрасно понимали друг друга и работали на равных, но окончательный вариант аранжировки песен и сценические образы всегда находились под бдительным контролем со стороны Хании.
В начале 2000-х годов, когда мужчины по разным причинам покинули ансамбль, певица начала сольную карьеру и записала такие композиции, как «Әлдермешкә кайтам әле» («Вернусь ещё в Альдермыш»), «Мэнгелек ярым син» («Половинка души»), «Кышкы чия» («Зимняя вишня») и многие другие.
Ориентируясь на народные мотивы, Хания сама написала музыку и стихи для некоторых хитов, среди которых особое место занимали лирическая баллада «Сагынам сине, Питрэч» («Скучаю по вам, Пестрецы») и горестный романс «Упкэлэсэн, упкэлэ» («Обижаешься, так обижайся»).
За 30 лет выступлений Фархи стала королевой национальной эстрады и получила ряд почетных званий и правительственных наград. Более 300 композиций вошли в дискографию певицы и были представлены в студийных альбомах «Бэхеткэ тузеп кара» («Будь здоров и счастлив»), «Кышкы чия» («Зимняя вишня») и специальной пластинке «Гомерлэрне улмэс жыр итэек» («С юбилеем, дорогие друзья!»), записанной к 50 дню рождения башкиро-татарской примадонны.
Отдавая дань публике, Хания много гастролировала по городам России, и везде ее встречали овациями и теплым приемом. Несмотря на плохое самочувствие и трагедии, происходившие в личной жизни, певица не отменила ни одного концерта и ни разу не отказала в просьбе выступить на семейном празднике и частном торжестве.
Личная жизнь
В противовес успешной карьере личная жизнь Хании не была столь безоблачной и счастливой. Первый брак, заключенный в молодости, оказался неудачным и принес певице разочарование и печаль.
Правда, поначалу отношения с артистом Тинчурского театра Марселем Галиевым складывались удачно, и у супругов родилась дочь Алия. Но с приходом популярности муж начал ревновать Фархи к сцене, и чтобы избавиться от бесконечных упреков и скандалов, женщина приняла трудное решение развестись.
Со вторым мужем Габдулхаем Биктагировым Хания получила то, о чем мечтала долгие годы. Мужчина взял на себя заботы о семье и позволил певице целиком отдаться любимой работе. Вскоре после свадьбы у пары родился долгожданный ребенок, дочь Алсу, и певица на некоторое время оставила гастроли, чтобы стать любимой и заботливой матерью и женой.
Вернувшись на работу, Фархи привлекла мужа к творческой деятельности и совместно с ним начала выпускать видеоклипы и записывать студийные альбомы. Женщина часто появлялась на публике в окружении членов семьи и, судя по фото, чувствовала себя бесконечно счастливой.
Смерть
Сказка, на которую была похожа жизнь Хании, неожиданно закончилась 27 июля 2017 года, когда после визита к 87-летней матери певица потеряла сознание и скоропостижно скончалась в приемном отделении районной больницы. Вскрытие показало, что причиной смерти стал оторвавшийся тромб и последовавший за этим сердечный приступ.
Родные, узнавшие страшную новость, не могли поверить в случившееся, а когда пришло время смириться с утратой, муж и дочери вспомнили о рекомендации врачей поберечься и отказаться от некоторых гастролей.
На самом деле в последние годы Хания, не щадя ослабленного здоровья, постоянно пребывала в разъездах и иногда давала по 7-10 концертов в неделю. Певица пробовала взять отпуск и организовать собственную студию красоты, но жажда творчества оказалась сильнее, и она вернулась на сцену.
Похороны примадонны состоялись в Казани в присутствии тысяч поклонников, занявших все пространство зрительного зала театра «Камал». Перед тем как гроб отправился на городское Новотатарское кладбище, публика, которой дочь сообщила, что Хания навсегда уехала на гастроли, в течение нескольких минут аплодировала народной артистке и великой певице.
Через 57 дней после того, как умерла Фархи, друзья и близкие организовали концерт, на котором были исполнены лучшие композиции из творческого наследия ансамбля «Байрам» и сольного репертуара певицы.
Дискография
- 2000 – «Бэхеткэ тузеп кара»
- 2004 – «Кышкы чия»
- 2006 – «Яшик эле!»
- 2008 – «Рэхмэт сина, жырым!»
- 2010 – «Гомерлэрне улмэс жыр итэек»