Биография
Portishead — британская музыкальная группа, ставшая феноменом для критиков и поклонников. За продолжительную сценическую карьеру артисты выпустили всего 3 альбома. Последнюю пластинку фанатам пришлось ждать почти 11 лет. При этом коллектив оставался востребованным, часто оказывался участником фестивалей.
Portishead — создатели произведений в жанре музыки трип-хоп. Это направление, развивавшееся в Великобритании. Оно предполагает наличие большого количества бит-музыки и минимальное присутствие вокала в треках. Эксперты называют коллектив пионером этого направления, но фронтмен Джефф Бэрроу с таким утверждением не согласен.
История создания и состав
Группа была образована в 1991 году. История создания коллектива берет начало в Бристоле, хотя имя команда получила благодаря небольшому английскому городку. Основателем стал Джефф Бэрроу.
До момента создания проекта артист работал оператором в студии Coach House. Там состоялось его знакомство с группой Massive Attack. Встреча оказалась судьбоносной, так как Джефф выступил продюсером одной из песен команды, записанной для благотворительной пластинки. Бэрроу также стал автором нескольких композиций для Нене Черри. Одна из песен появилась в ее альбоме.
Подыскивая музыкантов в состав Portishead, Джефф занимался продюсированием ремиксов и был успешен в этом деле. Ему удалось сотрудничать с популярными коллективами, в числе которых были даже Depeche Mode.
В 1991-м Бэрроу познакомился с солисткой Бет Гиббонс. На тот момент она зарабатывала выступлениями в местных пабах. Предложение о сотрудничестве оказалось заманчивым, и несколько лет дуэт работал совместно. Джефф занимался созданием музыки, а Бет писала тексты и исполняла готовые композиции.
Впоследствии к ним присоединился гитарист и джазовый музыкант Эдриан Атли. Четвертым участником команды, пришедшим в нее последним, стал звукоинженер Дэйв Макдональд.
Музыка
Музыканты Portishead считают утверждение о том, что они выступают в жанре трип-хоп, слишком громким. Им не нравится подобное разделение творчества на категории. Тем не менее именно Portishead оказались главным популяризатором этого направления в США. Ритмы, приятная атмосфера, создаваемая музыкальными композициями, симбиоз с другими жанрами послужили основой для формирования индивидуального имиджа коллектива.
Стартовала группа не с выпуска дебютной пластинки, а с создания короткометражной кинокартины под названием «Убить мертвеца». Проект был полон аллюзий на шпионские фильмы, модные в 1960-х. Артисты записали саундтрек к фильму и стали актерами для него. Понимая, каким они хотели бы видеть финальный продукт, музыканты решили не доверять никому его воплощение и взяли главные роли на себя.
Музыка из киноленты привлекла интерес лейбла Go! Records. В 1991-м студия предложила группе контракт. Понадобилось 3 года, чтобы свет увидел первый альбом коллектива. Дебютный диск назывался «Dummy».
Звучание Portishead казалось странным, но в нем было что-то притягательное и завораживающее. Ореол загадочности укрепляло поведение скромных музыкантов, не привыкших к повышенному вниманию. Джефф и Бет отказывались от интервью, да и не собирались давать массовых концертов. Создать качественный промоушен в такой ситуации оказалось сложной задачей, поэтому пресса никак не отреагировала на появление новой группы и качественной пластинки.
Лейбл нашел способ для раскрутки диска. Было решено сделать ставку на визуальные образы, и для Portishead начали снимать клипы. Они увлекали зрителей с первых секунд. Кроме того, на улицах Лондона в рандомном порядке стали появляться манекены, рекламировавшие пластинку. Их устанавливали в самых людных местах, привлекая всеобщее внимание.
Дебют состоялся. Престижные британские музыкальные издания признали диск лучшим альбомом года. Песня «Glory Box» стартовала в чартах, прежде чем оказалась в ротации радиостанций. Американский канал MTV поставил в эфир клип «Sour Times». Потребовалось несколько недель, чтобы композиция стала хитом в США.
Объем продаж диска составил 150 тыс. экземпляров еще до старта концертов для публики Америки. После выступлений за границей Portishead вернулись на родину звездами. «Dummy» долго держался в топ-40 альбомов британских исполнителей и принес создателям награду Mercury Music Prize. Так музыканты стали настоящей сенсацией.
Оценив перспективы, Джефф Бэрроу решил начать работу над новым альбомом. Популярность первого диска спровоцировала появление плагиаторов и последователей. Перфекционист Бэрроу хотел сохранить фирменный стиль Portishead и в порыве усовершенствования часто оказывался в тупике. Пластинка готовилась 3 года. За это время артисты даже успели задуматься о роспуске группы. В 1997-м дискография команды пополнилась альбомом «Portishead».
Эксперты восприняли диск восторженно, но, вопреки этому, продажи оказались неожиданно маленькими. Мрачное звучание группы оказалось на любителя. В поддержку диска артисты решили сделать большие гастроли. Концерты прошли в городах Великобритании, Европы и США.
В 1998-м увидел свет концертный альбом «Roseland NYC Live». В него вошли композиции, исполненные музыкантами в Нью-Йорке под аккомпанемент симфонического оркестра. Запись была очень удачной, несмотря на то, что слушатели привыкли к электронному звучанию произведений коллектива. Богатая палитра звуков и мелодий в совокупности с голосом Бет Гиббонс, сдобренная экспериментальными вкраплениями от диджеев, завораживала слух.
В 2001 году артисты заключили контракт с лейблом Island Records. Появилась информация о начале работы над 3-м альбомом. Участие в его создании принимали Бэрроу, Гиббонс, гитарист Ютли и приглашенный диджей Энди Смит. Участники команды раздумывали над выбором направления для творчества и решили записываться в Австралии.
В 2007-м в СМИ появились упоминания о грядущем выходе 3-го альбома «Third». Презентация пластинки состоялась в апреле 2008 года. Любопытно, что помимо стандартного диска у поклонников творчества коллектива появилась возможность приобрести альбом на флеш-карте. Так артисты порадовали фанатов не только аудиоматериалами, но и видео.
До официального релиза композиции с пластинки были выложены на ресурсе Last.Fm. За сутки с ними успели ознакомиться 327 тыс. слушателей. Это был нонсенс для сервиса, который впервые опубликовал произведения музыкантов до официальной презентации.
Portishead сейчас
К 2019 году поклонники музыкантов отчаялись дождаться выхода новой пластинки кумиров. Неизвестно, ведется ли работа над ней, так как сейчас все участники реализуются самостоятельно, сотрудничая с другими артистами и занимаясь творчеством вне проекта. Так, например, Бет записала альбом в сотворчестве с Польским симфоническим оркестром. Джефф и Эдриан работают с другими музыкантами, периодически участвуя в крупных мероприятиях.
Несмотря на продолжительное затишье, Portishead не канули в лету. Память об их хитах жива, и артисты периодически становятся приглашенными гостями фестивалей. Музыканты по-прежнему придерживаются молчания и редко идут на контакт со СМИ. Редкие фото, комментирующие их нынешнюю деятельность, публикуются в постах в официальном профиле команды в "Твиттере" и на "Фейсбуке". В "Инстаграме" у команды есть верифицированный фанатский аккаунт.
Дискография
- 1994 – «Dummy»
- 1997 – «Portishead»
- 1998 – «Roseland NYC Live»
- 2008 – «Third»
Клипы
- «Roads»
- «Machine gun»
- «Undenied»
- «The rip»
- «Wandering star»