Биография
Чайна Мьевиль, по мнению представителей СМИ, «самый странный фантаст» 2010-х годов. Писатель с брутальной внешностью славится мастерским описанием сюрреалистичных городов. Благодаря ему жанр фэнтези раскрылся не только как литературное направление, рисующее миры эльфов. Автор добавил в повествование политику и выиграл от этого.
Биография Чайны удивительна. У него есть педагогический опыт, фантаст увлекается культурой ближнего востока, имеет бакалаврскую степень Кембриджа по социальной антропологии и является доктором философии международных отношений.
Детство и юность
Чайна Мьевиль родился 6 сентября 1972 года. Его имя в переводе с английского означает «Китай». Родители мальчика были хиппи, и их друзья также проповедовали эту культуру, поэтому близких приятелей Чайны звали Индия и Каскад.
Любовь к литературе была присуща Мьевилю с детства. Фантастика входила в число его любимых жанров. Чайна зачитывался журналом Interzone и поглощал одну книгу за другой. Вдохновленный, он пробовал писать в юношеские годы, но издатели не питали интереса к опусам начинающего автора. Удача улыбнулась ему в 1985 году, когда рассказ и стихотворение Чайны опубликовали в местном издании.
Писатель получил хорошее образование. Живя в Лондоне, он учился в школе-интернате. Достигнув совершеннолетия, Мьевиль отправился в Египет, а затем в Зимбабве. Там работал преподавателем английского языка. Интерес к культуре и политике ближнего востока возник у него в этот период.
Вернувшись на родину, Чайна поступил в Кембриджский университет, стал бакалавром социальной антропологии и продолжил обучение в Лондонской школе экономики. Его докторская диссертация освещала марксистское право. Писатель стал обладателем стипендии Фрэнка Нокса от Гарварда.
Параллельно с получением образования он формировал собственные взгляды на мир. Чайна был активистом движения против ядерного оружия и апартеида. В это время он начал литературную деятельность. Фантаст работал редактором журнала Salvage.
Чайна Мьевиль открыто объявлял о своей позиции троцкиста и даже состоял в британской Социалистической рабочей партии. В качестве ее представителя он претендовал на пост в Палате общин. В 2013-м мужчина разошелся во мнениях с руководством организации и покинул партию, хотя сохранил левые взгляды. Теперь они нашли отражение в произведениях автора. К тому моменту Чайна был членом редакции голландского журнала Historical Materialism.
Книги
Первый роман автора был опубликован в 1998 году. Книга «Крысиный король» сразу получила номинацию на 2 премии: Брэма Стокера и «Гильдии Ужаса», но стать победителем Чайне не удалось. Произведение по жанровой направленности было близко к хоррору. После него автор предпочел направление фэнтези-стимпанк. Оно совмещает в себе мотивы жанра ужасов, фантастики и научно-популярные элементы. В таком духе написано большинство рассказов Мьевиля. В интервью писатель говорил, что ему приносило вдохновение творчество Говарда Лавкрафта.
Следующим романом стал «Вокзал потерянных снов». Презентация книги прошла в 2000 году и продемонстрировала индивидуальность автора. Киборги, магия и наука здесь соседствуют с персонажами разного происхождения, от мутантов до гаруд и людей. Произведение высоко оценили критики. Чайна Мьевиль получил Британскую премию фэнтези, премии Артура Ч. Кларка, Игнотус и несколько номинаций на престижные награды в области литературы.
В 2002-м свет увидел роман «Шрам». События, описанные в произведении, происходят в придуманном мире под названием Нью-Кробюзон. Несколько рассказов и повестей автора критики ставили в один ряд с произведениями таких писателей, как Нил Гейман, Джин Вулф, Джо Холдеман и др.
В 2004-м библиографию прозаика пополнил роман «Железный совет». Он дополнил цикл о вымышленном мире и вновь принес фантасту несколько номинаций на литературные премии. Затем вышли произведения «Нон Лон Дон», «Город и город». Второй получил премии «Локус-2010», World Fantasy и «Хьюго». Он также привлек внимание кинематографистов и послужил основой для одноименной экранизации. «Локус-2011» взял роман Мьевиля «Кракен». В числе знаменитых романов писателя также книга «Переписчик».
Завершив трилогию о Нью-Кробюзоне, в 2011-м Мьевиль написал роман «Посольский город» о планете, на которой ждут прибытия земной женщины Авис. Только она может вернуть в равновесие все, что стало подвластно дисбалансу на Ариеке. Он был номинирован на «Небьюлу» и «Хьюго». В 2014-м опубликовали книгу «Рельсы», признанную лучшим подростковым романом года.
Чайна специально совмещает в своих произведениях разножанровые мотивы, выводя фантастику на новый уровень и стараясь уничтожить клишированное восприятие направления. Мьевиль открыто говорит, что его произведения можно относить к развлекательному продукту сюрреалистичного характера.
Писатель не питает симпатии к популярной литературе, которую можно называть мейнстримом. Создавая собственные миры, он не претендует на массовую популярность и держится в стороне от «большой» литературы.
Личная жизнь
Сейчас фантаст живет в Лондоне и по-прежнему интересуется политикой. Свою личную жизнь он не афиширует, поэтому о наличии у автора жены и детей информации у русскоязычной прессы нет. Он также не является поклонником социальных сетей. Профили, созданные от его имени в «Фейсбуке» и «Инстаграме», — это странички, организованные поклонниками творчества писателя.
Увидеть его фото можно на просторах Интернета в качестве дополнения к краткой биографии. Тем, кто только начинает знакомиться с творчеством Чайны Мьевиля, его брутальный внешний вид приходится по вкусу. Но многие оказываются удивлены тем, что за ним кроются глубокая научная подкованность и экспертиза в отношении интересующих писателя тем.
Чайна Мьевиль сейчас
В 2019 году романист презентовал произведение «Последние дни нового Парижа». Демоны, черная магия, сила искусства и политика вновь нашли отражение в фантастическом изложении. Поэтичное повествование полно манифестов и пробуждает интерес к шедеврам мировой культуры и биографиям известных авторов.
Цитаты
«Задать вопрос – значит получить на него ответ»
«Лучше всего двигаться вперед. Даже когда убегаешь. Повернешься – сцапают»
«Иной раз жизнь и впрямь напоминает второразрядный фильм»
«Мы убиваем друг друга без всякой цели. Человечество воюет против себя, это кончится только тогда, когда воевать станет некому»
«Разрыв не всегда означает конец, а часто бывает ступенькой для восхождения»
Библиография
- 1998 – «Крысиный король»
- 2000 – «Вокзал потерянных снов»
- 2002 – «Шрам»
- 2004 – «Железный совет»
- 2005 – «При столкновении двух равных прав: марксистская теория международного права»
- 2007 – «Нон Лон Дон»
- 2009 – «Город и город»
- 2010 – «Кракен»
- 2011 – «Посольский город»
- 2012 – «Рельсы»
- 2019 – «Последние дни нового Парижа»