Самые необычные картины выдающихся художников
В 2020 году стены домов украшают картины, на асфальте в парках по всему миру встречаются удивительные шедевры, а в интернете активный интерес вызывает творчество художников, создающих удивительные произведения в жанре оптической иллюзии. Ярким представителем направления является украинский живописец Олег Шупляк, чьи творения «с двойным дном» далеко не сразу раскрываются в полной красе перед смотрящим.
Но не только современные мастера кисти способны поразить воображение ценителей живописи собственными работами, ведь история изобразительного искусства знает и другие примеры любопытных шедевров — загадочных и откровенно странных, окутанных легендами или заставляющих людей напряженно вглядываться в увиденное.
В этот раз редакция 24СМИ расскажет про самые необычные картины, созданные художниками прошлого.
«Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря»
Раз в начале речь уже зашла о живописи, в которой оптическая иллюзия стала неотъемлемым элементом композиции, где, как в работах художника Шупляка, изображенное дерево способно предстать одновременно абрисом головы, а листья — превратиться в воробья на ветке, нельзя забывать и о Сальвадоре Дали. Этот испанец стал первым представителем близкого к сюрреализму стиля метаморфоз, нашедшего отражение не только в живописи и графике мастера, но и в созданных им скульптурах.
Отдельный интерес представляет написанное маслом полотно Дали со своеобразным названием «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря», полностью, однако, отражающим суть происходящего на картине безумства преображений. Зритель видит на первый взгляд обычный натюрморт, где в центре композиции расположена белая ваза с фруктами. Ее ножка внезапно предстает в качестве переносицы гротескного, но красивого человеческого лица, сверху очерченного то ли волосами, то ли песчаным пляжем, а то и вовсе горной грядой с расположенным у подножья городом. Приглядевшись, внимательный ценитель живописи найдет на полотне еще и пару собак.
Позднее по «пути метаморфоз» в творчестве пошел и мексиканец Октавио Окампо, прославившийся собственными картинами-загадками в жанре сюрреализм.
«Старый рыбак»
Так и не признанный на родине венгерский художник-самоучка Тивадар Костка Чонтвари, слывший сумасшедшим из-за странностей в общении и поведении, а также склонности к аскетизму, большую часть жизни писал в стилистике экспрессионизма. Однако обращался в собственных творениях и к символизму вперемешку с мифическим сюрреализмом, и к магическому реализму.
Писавший как приземленные, так и поражавшие воображение необычные полотна, но не нашедший понимания венгерский аптекарь, самостоятельно постигший премудрости изобразительного искусства после внезапного озарения, при жизни известности не добился и не продал ни одной работы.
Вот и загадку, таящуюся в написанной талантливым венгром в 1902 году картине «Старый рыбак», разгадали уже после смерти мастера. В начале прошлого века вряд ли кому пришла бы в голову мысль приложить к полотну с изображением опирающегося на палку старика, отдаленно напоминающего потрепанного филина, зеркало.
А ведь после несложных манипуляций становится очевидной задумка автора: в каждом человеке сокрыты два начала, как божественное, так и демоническое, и только от него самого зависит, какая сторона возьмет верх в непрекращающейся борьбе.
«Мост Ватерлоо. Эффект тумана»
Любопытные и оригинальные произведения найдутся и в творческой копилке Клода Моне, ставшего одним из основоположников импрессионизма и не бросившего писать даже после двух операций на глазах. Среди представителей жанра Моне, как никто другой, стремился к достижению предельной реалистичности собственных творений, потому много времени уделял экспериментам с различными техниками и изобразительными приемами, добиваясь требуемой достоверности визуальных эффектов.
Предельная реалистичность характерна и для его работы «Мост Ватерлоо. Эффект тумана». Словно в действительности опутанный ватно-плотными, непроницаемыми для взора клочьями, зритель, вблизи разглядывающий полотно, сначала не в силах разобрать на нем ничего, кроме нанесенных маслом мазков.
Только сделав пару шагов назад, ценитель сумеет обнаружить проступающие сквозь туманный саван невнятно-воздушные и будто сотворенные из взбитой молочной пены контуры, постепенно складывающиеся в цельную композицию. Здесь и обводы протянувшегося над Темзой Лондонского моста, и недвижимая гладь воды, и скользящие по ней едва заметные силуэты лодок, символизирующие динамику жизни в застывшей реальности картины.
«Ночная терраса кафе»
Как и в случае со «Старым рыбаком», бывает, что за внешней простотой изображенного художником на холсте позднее обнаруживают нечто сокрытое, недоступное при первом взгляде. Так случилось и с полотном «Ночная терраса кафе», в сентябре 1888 года созданным Винсентом Ван Гогом, необычные картины которого до сих пор переписывают гуашью и маслом желающие постигнуть авторские изобразительные приемы.
Сам нидерландский художник, работавший преимущественно в стилистике постимпрессионизма и прославившийся при жизни не столько картинами, сколько неоднозначными поступками (один из которых, предположительно, и привел к его смерти), не терпел обыденности. И в рассматриваемом творении Ван Гог тоже сумел в нехитрой, как кажется зрителю, композиции избежать банальности.
«Ночную террасу кафе», в которой первоначально искусствоведы усматривали только влияние полотна «Авеню де Клиши вечером» француза Луи Анкетена, конечно, отличает удивительная техника написания. Ведь при создании картины, изображающей ночь, Ван Гог не использовал ни грамма черной краски. Но примечательна она не этим.
Позднее, изучая композицию, исследователи заметили в ней отсылки к знаменитому полотну Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». На сокрытый смысл, по мнению экспертов, указывает как странная туника официанта в кафе, стоящего на фоне образующих крест перекрытий оконной рамы, так и число посетителей, в которых уже нетрудно усмотреть 12 последователей религиозного учения Христа.
Портрет Марии Лопухиной
Среди всевозможных шедевров изобразительного искусства найдутся и те, что приобрели статус странных не благодаря необычным формам отображенных на них предметов (которые заставляют подолгу искать в картине истинный смысл и незаурядную задумку), а из-за связанных с полотнами слухов и легенд. Пример такой художественной работы — изображающая скончавшуюся от чахотки в 1803 году Марию Лопухину картина Владимира Бородиновского, русского портретиста, жившего в XVIII–XIX столетиях и писавшего левой рукой.
Созданное в 1797 году членом Императорской академии художеств полотно внешне мало чем способно удивить. Разве что впечатляющей реалистичностью и портретным сходством. Зато примечательна картина дурной славой, ходящей вокруг нее.
Так, рассказывали, что портрет красивой девушки отбирает молодость у юных дев, взглянувших на него, и даже сводит в могилу. Причину зловредности творения, отправившего (по словам салонных сплетниц) на тот свет не меньше десятка наследниц дворянских фамилий, искали в том, что слывший знатоком мистических дел отец Лопухиной, Иван Толстой, сумел заточить дух умершей дочери в холст. Только приобретение Павлом Третьяковым портрета в коллекцию заставило дурные слухи поутихнуть.
«Крик»
Творчество появившегося на свет в 1863 году норвежца Эдварда Мунка наполнено мотивами одиночества и предсмертной тоски, удивительным образом сочетающимися с поразительным стремлением к жизни. Работы художника, вошедшего в число первых приверженцев экспрессионизма, неоднократно становились предметом ожесточенного обсуждения и осуждения критиков и коллег. Вместе с насыщенной личной жизнью, изобилующей стрессами из-за проблем в любовных отношениях, это привело в результате Мунка в психиатрическую клинику.
Возможно, очередной приступ маниакально-депрессивного расстройства, от которого страдал автор, и нашел отражение в самом известном его произведении — картине «Крик». Это полотно, по признаниям ряда ценителей изобразительного искусства, вблизи оставляет тягостное впечатление непреодолимой безысходности.
Согласно ходящим вокруг этой работы легендам, все люди, так или иначе контактировавшие с картиной, плохо кончили. Владельцы якобы разорялись и умирали. Два сотрудника музея погибли (один покончил с собой, а другой попал под машину) после того, как уронили шедевр Мунка. Также какой-то человек, державший в руках это произведение искусства, заживо сгорел всего через день.
«Апофеоз войны»
Встречаются необычные картины, подобно «Крику» Мунка погружающие взирающего на них зрителя в печальные мысли. Они вынуждают видеть и тот смысл, который, вероятно, автор вовсе не вкладывал в собственное творение. Так, непростые чувства обуревают и человека, смотрящего на полотно русского художника-баталиста Василия Верещагина «Апофеоз войны».
Живописец не только вблизи наблюдал ряд военных конфликтов, выпавших на долю Российской империи во второй половине XIX столетия, но также участвовал в боевых столкновениях и имел ранения. Да и погиб Верещагин, чье творчество впитало доблесть русских солдат и офицеров, а также неприглядную трагедию вооруженной бойни, во время Русско-японской войны. Художник подорвался вместе с броненосцем «Петропавловск» на вражеской мине 13 апреля (по новому стилю) 1904 года.
«Апофеоз войны» сам создатель с грустным сарказмом именовал «натюрмортом», на котором отображена «мертвая природа». Тема смерти и отчаяния, неизменная при любой войне, четко видна в горе черепов, возвышающейся на переднем плане картины. В желтых красках, отражающих болезненность композиции. В чахлых, лишенных жизни деревьях. В выискивающих, чем поживиться на этом могильнике, воронах. И в разрушенном городе, что видится немым укором погрязшему в войнах человечеству.
Но удивительнее то, что, как признают искусствоведы и ценители, если продолжительное время вглядываться в холст, глубина и эмоциональность картины начинают проникать внутрь зрителя. И за каждым истерзанным черепом он начинает видеть отдельную искалеченную судьбу, оборванную чужой волей. Оторваться от «мертвого натюрморта» с каждой минутой становится только труднее.