Биография
Оскар Клод Моне — основатель и теоретик французского импрессионизма, которого придерживался на протяжении всего творческого пути. Живописная манера Моне в этом направлении считается классической. Для нее характерны раздельные мазки чистого цвета, создающие богатство света при изображении воздушной среды. В картинах художник стремился передать сиюминутное впечатление от происходящего.
Детство и юность
Клод Моне родился в Париже 14 февраля 1840 года. Когда ему исполнилось 5 лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. В школе мальчик ничем особым не отличался, кроме способностей к рисованию. У его родителей была бакалейная лавка, которую они надеялись передать сыну. Вопреки надеждам отца, Клод с раннего возраста тянулся к живописи, рисовал карикатуры и не помышлял о том, чтобы стать бакалейщиком.
В местном салоне пользующиеся успехом карикатуры, нарисованные Клодом, продавались по 20 франков. Увлечению способствовало и знакомство юноши с пейзажистом Эженом Буденом — любителем пленэра, который показал начинающему художнику основные приемы живописи с натуры. Отстоять право выбора профессии помогла и его тетя, взявшая на себя заботу о юноше после смерти матери.
Занятия с Буденом открыли перед художником его истинное призвание — писать природу с натуры. В 1859 году Клод отправился на родину, в Париж, где стал работать в студии для бедных художников, посещать выставки и галереи. Развитию таланта помешала армия: в 1861 году Моне призвали на военную службу в кавалерийские войска и отправили в Алжир.
Из семи положенных лет на службе он пробыл 2 года, так как заболел тифом. Вернуться домой ему помогли и 3 тысячи франков, которые тетя заплатила, чтобы откупить племянника от воинской повинности. Оправившись от болезни, Моне поступил на факультет искусств университета, но быстро разочаровался. Ему не понравился царивший там подход к живописи.
Начало творчества
Желание учиться привело живописца в студию, организованную Шарлем Глейром, где Клод познакомился с Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем.
В академии состоялась его встреча с Камилем Писсарро и Полем Сезаном. Молодые художники были одного возраста, имели схожие взгляды на искусство. В скором времени они стали костяком, объединенным импрессионизмом.
Портрет Камиллы Донсье, созданный художником в 1866 году и выставленный в салоне, принес ему известность. Первым серьезным произведением стала картина «Завтрак на траве» (1865–1866), написанная им вслед за одноименной работой Эдуарда Мане. Вариант Клода был в четыре раза больше по размеру. Композиция картины достаточно проста: на полянке возле леса разместилась группа нарядных женщин и мужчин.
Ценность картины — в ощущении движения воздуха, усиленного фактурными мазками. На выставку она не попала, так как художник не успел дописать большое полотно. Стесненному материально Клоду пришлось продать картину, чтобы забыть о голоде и не одалживать у друзей. Вместо нее художник выставил «Даму в зеленом» (портрет Донсье).
Следующее двухметровое полотно — «Женщины в саду» — было полностью написано на пленэре. Чтобы поймать нужное освещение, художник вырыл траншею, позволяющую перемещать холст вверх и вниз. Приходилось подолгу ждать нужного положения светила и только после этого браться за кисть. Несмотря на стремление добиться совершенства, жюри салона работу отклонило.
Импрессионизм
Новое направление в изобразительном искусстве, получившее название «импрессионизм», стало переворотом в живописи. Чувствовать сиюминутность происходящего и передавать его на полотне — задача, которую ставили перед собой представители течения. Клод Моне вошел в число основоположников стиля. Он был художником пленэра, передающим естественную, мгновенную красоту окружающего пространства.
Летом 1869 года в компании Ренуара Моне отправился в Бужевиль, где попробовал экспериментировать. В новых картинах, написанных крупными пастозными мазками, он отказался от смешанных оттенков. Клод писал чистым цветом и делал для себя множество открытий, касающихся техники живописи, особенностей светотени, влияния на цвет окружающих оттенков и так далее. Так и появился и получил развитие импрессионизм.
С началом франко-прусской войны Моне, пытаясь уклониться от армии, уехал в Великобританию. Он не поддерживал Наполеона III и был его убежденным противником. В Англии Клод познакомился с Полем Дюран-Рюэлем — продавцом картин. Постепенно они стали хорошими друзьями и партнерами. Поль купил у художника большую часть работ этого периода его творчества.
Деньги от продажи позволили приобрести домик на родине, в Аржантее, в нем живописец прожил несколько счастливых лет до 1878 года. Художник плодотворно работал, создавая неповторимые произведения, в том числе знаменитое «Впечатление. Восход солнца». Название этого шедевра выражало суть импрессионизма и было использовано критиками для определения нового направления в живописи. «Восход солнца» был выставлен в 1974 году в Париже.
Много времени Моне уделял серийным композициям: изображал виды Лондона, Руанский собор, стога, маки и другие пейзажи. В импрессионистской манере передавал изменчивость освещения в зависимости от погоды, времени суток и года, используя для каждого состояния свою тональность палитры. Для описания картин великого импрессиониста трудно подобрать слова, полотна создавались, чтобы вызывать эмоции и ощущения.
Жизнь в Живерни
Поднакопив денег, Моне поручил финансовые дела крупному торговцу, ценителю живописи и другу Эрнесту Ошеде. Банкротство бизнесмена вынудило семьи объединить капиталы и переехать в деревушку Ветей, где в биографии художника произошло трагическое событие — смерть жены в 1879 году. В 1883-м семья Моне переехала в деревню Живерни, расположившуюся на живописном берегу Сены. В это время его картины хорошо продавались, Клод скопил неплохое состояние, часть которого тратил на расширение своих угодий.
Известно, что знаменитый художник обожал растения и трудился, создавая свой сад на протяжении 43 лет. Он находил удовлетворение не только в выращивании зелени и созерцании результата своих стараний. В последние годы жизни Моне выходил с мольбертом в свой роскошный сад и много рисовал. Знаменитые «Подсолнухи» тоже стали напоминанием об увлечении мастера. Написанные в 1881-м, они стали известны миру чуть раньше, чем одноименная серия Винсента Ван Гога.
Великий труженик и «раб своего дела», как он себя называл, Клод пытался достичь совершенства в передаче красоты окружающей природы на холсте. В этот период художник освоил новый подход — писать по несколько картин одновременно. Таким образом он старался запечатлеть переменчивое освещение. Сеанс работы над одной картиной мог составлять полчаса, затем он переходил к следующей, чтобы поймать и передать другое ускользающее впечатление. К примеру, серия его картин с изображением мыса Антиб представлена в утреннем, полуденном, осеннем, летнем и весеннем освещении.
Личная жизнь
Первой женой художника была Камилла Донсье, позировавшая ему для «Дамы в зеленом» и других картин. Она родила двух сыновей, Жана и Мишеля, с разницей в 11 лет.
После смерти любимой жены, которая была и его постоянной натурщицей, у художника завязались отношения с Алисой Ошеде. Официально они стали мужем и женой после смерти ее мужа Эрнеста. В доме Моне поселились шестеро детей второй супруги. Алисы не стало в 1911 году, через 3 года ушел из жизни старший сын Моне — Жан.
На него второй брак отца оказал сильное влияние, так как Жан решил устроить личную жизнь, женившись на сводной сестре Бланш Ошеде. После кончины двух близких людей Бланш поселилась у отчима и стала его отрадой в старости.
Смерть
Художник прожил долгую жизнь, перенес две операции по удалению катаракты, после которых изменилось его цветовосприятие. Ультрафиолет он стал видеть в лиловом или голубом цвете. Это видно по его картинам, написанным после хирургического вмешательства. Примером такой работы являются «Водные лилии». В этот период большую часть времени он проводил в саду, создавая на своих полотнах таинственный мир воды и растений. Знаменитая серия его последних панно представлена разнообразными прудами с кувшинками и другими водными растениями.
Умер художник в Живерни 5 декабря 1926 года в 86-летнем возрасте, пережив многих дорогих ему людей. Причиной смерти стал рак легких. По настоянию Моне похороны были простыми и немноголюдными. Попрощаться с художником пришли 50 человек. Упокоился мастер на церковном кладбище Живерни, как и остальные члены семьи.
Память
Главной памятью о живописце стали его работы, размещенные в разных музеях и частных коллекциях всего мира. Картины художника нередко попадали в сюжеты книг и фильмов. Например, «Водяные лилии» замечены в «Титанике», «Сан-Джорджо-Маджоре в сумерках» — в «Афере Томаса Крауна». В российском сериале «Кухня» именем живописца назван ресторан.
Наследие мастера продолжает пользоваться громкой славой в сфере искусства спустя много лет после его смерти. Выставка «Клод Моне. Магия воды и света», собравшая 110 сюжетов художника, прошла в Москве в декабре 2022 года.
Иногда популярность картин эксплуатируют не по назначению. Так, в музее в Потсдаме экоактивисты испачкали полотно «Стога сена» картофельным пюре, чтобы привлечь внимание к проблемам мировой экологии.
Картины
- 1866 — «Женщины в саду»
- 1867 — «Терраса в Сент-Адресс»
- 1871 — «Темза ниже Вестминстера (Вестминстерский мост)»
- 1872 — «Впечатление: Восходящее солнце»
- 1873 — «Поле маков у Аржантея»
- 1873 — «Бульвар Капуцинок»
- 1882 — «Прогулка к утесу в Пурвиле»
- 1886 — «Дама с зонтиком»
- 1894 — «Руанский собор: главный вход на солнце»
- 1916 — «Водяные лилии»
Интересные факты
- Сама судьба благоволила тому, чтобы Клод посвятил жизнь искусству. Когда он перебивался на подработках из-за вечной нехватки средств, внезапно обрушилась большая удача: счастливчик выиграл значительную сумму в лотерею и смог посвятить время живописи.
- Когда Моне взялся писать серию «Тополя», выяснилось, что деревья, «позирующие» для будущих картин, собираются срубить. Тогда художник выкупил островок, на котором они росли, и продолжил спокойно работать.
- Уникальные картины французского импрессиониста отличаются высокой стоимостью, а следовательно являются привлекательной мишенью для преступников. Однажды в Национальном музее Польши полотно «Пляж в Пурвилле» предприимчивый вор просто вырезал из рамы, куда вставил фото картины. Сотрудники музея не сразу обнаружили обман, но в итоге личность грабителя установили, а работу Моне вернули.