Астрид Линдгрен — писательница и хулиганка из Швеции: факты о маме Карлсона и ее произведениях
Факты
14 ноября 2022 г. 16:35
Время чтения: 13 минут

Астрид Линдгрен — писательница и хулиганка из Швеции: факты о маме Карлсона и ее произведениях

14 ноября 2022 года исполнилось 115 лет со дня рождения Астрид Линдгрен. Произведения шведской писательницы перевели на 100 языков и издали общим тиражом в 150 млн экземпляров. В 2015 году портрет автора «Малыша и Карлсона» занял место нобелевского лауреата Сельмы Лагерлёф на купюре номиналом в 20 шведских крон.

Линдгрен прожила долгую жизнь, за которую превратилась из провинциальной девушки, родившейся в крестьянской семье, в одну из самых знаменитых писательниц в истории литературы. Как хулиганила мама Карлсона, что общего у «Пеппи Длинныйчулок» и «Девушки с татуировкой дракона», что скандальное Астрид говорила о русских и другие факты к юбилею Линдгрен – в материале 24СМИ.

Бурная молодость

Писательница родилась на юге Швеции, в городке Виммербю 14 ноября 1907 года. Отец и мать воспитывали Астрид, ее старшего брата Гуннара и младших сестер Ханну и Ингегерд в духе лютеранства. Но детей ни в чем не ограничивали, давали возможность насладиться беззаботными годами жизни в полной мере.

Поначалу все шло хорошо: Астрид помогала родителям вести домашнее хозяйство, с упоением слушала сказки, небылицы, шутливые истории – все это позже нашло отражение в творчестве старшей дочери Самюэля и Ханны Эрикссон. Но в 17 лет девушка поддержала молодежный бунт, который добрался до провинциального Виммербю. Дочь консервативных родителей одной из первых в городке сделала короткую прическу и начала носить мужские костюмы.

Родители Астрид
Родители Астрид / Фото: astridlindgren.com

С тех пор Астрид всю жизнь расшатывала укоренившиеся устои и шокировала публику неординарными выходками. Так, однажды в молодости будущая знаменитость заскочила в трамвай на ходу, за что была оштрафована кондуктором. А ведь сохранились еще и фото, на которых писательница в преклонном возрасте показывает язык и забирается на дерево, словно ей не далеко за 70, а лет семь.

В 18 лет (а по другим данным – вовсе в 17) девушка шокировала родителей, сообщив о беременности от некоего ухажера, имя которого скрыла. Мать писательницы до известия о том, что дочь ждет первенца, осудительно высказывалась о молодых женщинах, рожающих вне брака. Ханна Эрикссон и подумать не могла, что старшая наследница вступит в порочную связь со зрелым и женатым мужчиной.

Кстати, о последнем. Почти всю жизнь писательница держала его имя в тайне. Только в старости Астрид призналась, что отцом ее сына Ларса, немало времени проведшего в приемной семье, был Райнхольд Блумберг – давно разменявший на момент беременности девушки пятый десяток и находившийся на стадии развода с супругой владелец газеты «Виммербю тиднинг», где Линдгрен трудилась практиканткой.

Редактор на полставки

Линдгрен не уходила в писательство полностью. В 1946–1970 годах литератор на полставки работала в издательстве «Рабен и Шёгрен», выпустившем первую книгу Астрид. В середине 1940-х предприятию грозило банкротство, но после начала работы с Линдгрен оно за 5 лет выбилось в число главных издательств Швеции.

«Рабен и Шёгрен» возглавлял Чель Болюнд, когда имя Линдгрен гремело во всем мире. Глава издательства рассказал, что в первой половине дня Астрид работала над очередной повестью, а после обеда приходила в офис. Линдгрен получала огромные гонорары от творческой деятельности, поэтому зарплата в издательстве казалась каплей в море. Но литератор трудилась в «Рабен и Шёгрен» до пенсии и не афишировала двойную жизнь.

Америка и негритянские дети

Изначально Линдгрен хотела сотрудничать с крупным издательством Bonnier, основанным шведской династией Бонниер в начале XIX века. Писательница направила рукопись и в сентябре 1944 года получила ответ: на 1945-й и 1946-й выход детских книг распланирован, а на 1947-й издательство не было готово «связывать себя обязательствами».

Тогда Астрид обратилась в «Рабен и Шёгрен». Рукопись охотно приняли и спаслись от банкротства. После успеха представители Bonnier неоднократно связывались с писательницей и предлагали сотрудничество. Литератор долго сомневалась, думала, но в итоге согласилась. Весной 1948 года Линдгрен побывала в США. Вернувшись в Швецию, писательница поняла, что не умеет работать на заказ, поэтому захотела вернуть деньги издательству, потраченные на поездку.

Но командировка все же принесла результаты. Вышла серия статей, которые в совокупности дали книгу «Кати в Америке». Затем героине посвятили отдельные произведения, описывающие приключения в Италии и Париже. От предложения съездить в Египет и написать о «негритянских детях» Линдгрен отказалась.

Признание в любви от женщины

В октябре 1953 года Линдгрен побывала в Берлине, где познакомилась с немецкой чиновницей Луизой Хартунг. Завязалась крепкая дружба и переписка (более 600 писем), которая прервалась смертью Хартунг в 1965-м.

У немецкой подруги Астрид в Берлине было два сада. Чиновница отправляла писательнице цветы и подарки: ожерелья из жемчуга, шали, перчатки, книги, картины. Линдгрен отвечала благодарностью и признавалась, что любит природу, особенно цветы и деревья. Литератор подчеркивала, что без них мир «решительно бы опустел».

В 1957 году Линдгрен получила признание в любви от Хартунг. В ответе Астрид отметила, что ничего не имеет против всех видов романтических отношений. Но подчеркнула, что «абсолютно гетеросексуальна», поэтому не может ответить взаимностью.

Депрессия

В 1950-х Линдгрен часто сталкивалась с приступами меланхолии. Писательница с долей иронии описывала депрессивное состояние и не понимала, почему расстройство настигает ее. К 40 годам у Астрид было все: квартира, любимая работа, дети, друзья и верные читатели. Негодование вызывал только ресторанчик на первом этаже, который распространял ароматы картошки фри.

С приступами меланхолии писательница часто сталкивалась после смерти мужа. Астрид в тот период признавалась, что не хочет ничего делать. Даже общение с близкими было в тягость для нее. Однако 1950-е в биографии литератора самые продуктивные. Линдгрен написала «Малыша и Карлсона», «Мио, мой Мио», «Расмуса-бродягу» и продолжила серию о юном детективе Калле Блюмквисте.

Опасная поездка

Линдгрен несколько раз пыталась пройти экзамен по вождению. Управление автомобилем давалось писательнице с большим трудом. А вот немецкая подруга Луиза Хартунг отлично водила и держала в гараже спорткар Volkswagen Karmann Ghia с кузовом кабриолет. В конце 1950-х литератор и чиновница путешествовали на нем по Южной Германии и Югославии.

Астрид сдала на права под Рождество в 1954-м, а в следующем купила автомобиль родного бренда Volvo. Но за руль писательница садилась редко и без энтузиазма, зато водила аккуратно и без лишней спешки. Автор «Пеппи» радовалась, что работа расположена в шаговой доступности. Линдгрен предпочитала, чтобы за рулем был сын Ларс. Незадолго до Рождества в 1983 году Астрид с наследником попали в ДТП: машина врезалась в отвесную скалу. Ларс отделался испугом, а его 76-летняя мать попала в больницу со сломанными ребрами, травмами затылка и спины.

Летний домик

Астрид Линдгрен владела дачей Villa Kullen в шести минутах езды от Стокгольма. Считается, что здесь писательница создала Пеппи, а сам дом стал прототипом желтой виллы «Курица». Загородный дом Астрид построили в 1887 году. Недвижимость состоит из 10 комнат, кухни, просторной гостиной, круглой застекленной веранды. Окна дачи, расположенной на холме, открывают живописный вид на озеро Меларен. В 2021 году дом писательницы продавался за 27,5 млн шведских крон (157 млн руб. по курсу на ноябрь 2022-го).

Летом Линдгрен уходила в отпуск и перебиралась на дачу. Здесь литератор укрывалась от шума, суеты и наслаждалась природой. Отдыхая от работы в издательстве, Астрид всецело погружалась в писательство. Проведать бабушку приезжали внуки, которых она шутя прозвала «змеиным семенем». В свободное время Линдгрен сама косила газон, ухаживала за клумбами, ходила в лес за грибами и ягодами, загорала на балконе.

Пикассо и иллюстрации

Астрид дотошно относилась к качеству иллюстраций. Жесткие требования касались и ее книг, и произведений других авторов, издававшихся в «Рабен и Шёгрен». Хартунг однажды в шутку предложила Линдгрен нанять Пабло Пикассо, чтобы проиллюстрировать «Мио, мой Мио» на немецком языке. Но писательница отметила, что художник гениально изобразит переживания Мио. Но при этом задалась вопросом: «Сможет ли он сделать это так, чтобы было понятно ребенку?»

Осенью 1953 года в редакцию Линдгрен в поисках работы пришла 23-летняя художница эстонского происхождения Илон Викланд. Соискательница получила задание нарисовать иллюстрации к новой книге. Викланд успешно выполнила задачу и впоследствии проработала с Линдгрен 40 лет. Астрид была консерватором в вопросах иллюстраций. Поэтому Викланд создавала идиллические изображения детей и природы.

Свергла министра

К 70 годам писательница скопила миллионный капитал, но тратила большую часть средств на благотворительность. Отдельная проблема – подоходный налог. В те времена в Швеции для самозанятых он составлял весьма солидный процент от заработка. В 1976-м Линдгрен из-за несоответствий в законодательстве оказалась должна госбюджету 102% доходов.

Сложившаяся ситуация вдохновила Астрид на написание первой сказки, которая была адресована взрослым. Произведение «Помперипосса в Монисмании» рассказывает о детской писательнице – истовой патриотке, которую государство обложило налогами и не оставило иного выхода, как просить милостыню.

Министр финансов Гуннар Стрэнг с презрением отметил, что Линдгрен хорошо рассказывает сказки, но считать не умеет. Астрид парировала выпад чиновника. Писательница указала, что это Стрэнг – хороший сказочник, который не умеет считать. Литератор предложила министру поменяться местами: Линдгрен – глава минфина, а Стрэнг – детский писатель.

Итоги противостояния показали влияние Астрид и противоречивость шведского налогового законодательства. Скандал завершился тем, что социал-демократы проиграли выборы впервые за 44 года, а Стрэнга освободили от занимаемой должности.

Вдохновила Стига Ларссона

На первый взгляд, между детскими произведениями и жестким детективом не может быть никакой связи. Но отсылки к творчеству Линдгрен – первое, что бросается в глаза при чтении «Девушки с татуировкой дракона» Стига Ларссона. Главный герой – Микаэль Блумквист, который после раскрытия громкого преступления получил прозвище Калле Блюмквист. Литературоведы рассматривают персонажа Ларссона как повзрослевшего юного сыщика из книг Линдгрен.

Фамилия героини Ларссона – Лисбет Саландер – созвучна с именем подруги Калле Евы-Лотты Лисандер. Характер девушки-хакера – более жесткая версия повзрослевшей Евы-Лотты. Но качества Лисбет связаны не только с подругой Калле. У Пеппи Длинныйчулок Саландер позаимствовала силу, ловкость, изворотливость. Одевается Лисбет странно и не стремится отвечать консервативным взглядам общества. Как и Пеппи, хакер получила плохое образование, но все равно умна. Натуральный цвет волос героини – рыжий.

В самом произведении содержатся отсылки к творчеству Линдгрен. Блумквист, когда осматривал книжные полки в летнем домике, находил книги «Пеппи Длинныйчулок», «Мы все из Бюллербю», «Калле Блюмквист и Расмус». Бродячая кошка в детективе получила прозвище Чёрвен – имя одного из героев Линдгрен.

Читайте такжеОт Кошкиного дома до улицы Бассейной: Самуил Маршак и его творчество — факты о знаменитом писателе

Обещание не курить

После успеха «Пеппи» Астрид ежедневно получала сотни писем от юных поклонников. Писательница выделяла несколько часов в день, чтобы лично ответить каждому. В 1971-м литератору написала девочка по имени Сара Юнгкранц, которая просила помочь получить роль в экранизации книги «Белый камушек» Гуннель Линде. С этого момента началась переписка, которая длилась 30 лет – до смерти писательницы.

Между Астрид и Сарой завязались доверительные отношения. Девочка рассказывала Линдгрен вещи, о которых не хотела разговаривать с родителями. Однажды Сара поделилась с писательницей впечатлением от курения. В ответ Астрид призналась, что в ранние годы тоже увлекалась сигаретами, но из-за бедственного финансового положения пришлось бросить. Когда денежный вопрос был решен, Линдгрен уже не хотелось начинать дымить снова.

Рассказав историю, Линдгрен предложила Саре дать одно обещание в обмен на 1 тыс. крон. Астрид заверила, что перечислит девушке сумму, если к 20 годам та не станет заядлой курильщицей и вовсе не будет увлекаться сигаретами. О договоре Юнгкранц вспомнила в 26 лет. В письме Сара напомнила об обещании. В ответ Астрид выслала чек и попросила больше никогда не курить. Юнгкранц актрисой не стала, но написала книгу «Ваши письма я храню под матрасом».

Экоактивизм

Швеция одной из первых в Европе стала плацдармом для защитников природы. Задолго до Греты Тунберг за предотвращение экологической катастрофы выступала Линдгрен. Астрид любила цветы и деревья, ценила время, проведенное за городом, прививала детям и внукам любовь к природе.

В 1980–1990-х автор «Пеппи» стала лидером экологического движения в Швеции. В газетных статьях Линдгрен призывала сохранить полевые ландшафты, бойкотировала атомную энергетику и требовала ввести закон о защите животных. Исследователи творчества писательницы считают, что ее произведения повлияли на современный облик шведского законодательства, касающегося экологии.

Персонажи Линдгрен

Окрестности родного для Линдгрен городка Виммербю, который возник еще во времена викингов, нашли отражение в творчестве писательницы. Родственники и друзья стали прототипами героев. Так, прототипом Эмиля из Лённеберги был Гуннар – старший брат Астрид, а Мадикен из Юнибаккена – лучшая подруга писательницы, с которой они в детстве лазили по крышам и деревьям. События, впечатления, люди из юных лет Линдгрен сформировали вселенную книги «Мы все из Бюллербю».

Что касается Сванте Свантесона и Карлсона, то литературоведы нашли отсылку к скандинавской мифологии. Шкодливого друга Малыша сравнивают с троллем, который сменил высокогорье на крышу многоэтажного дома. Среди скандинавских троллей есть летающие, но вместо крыльев Линдгрен привнесла ноу-хау – пропеллер.

Вторую волну интереса к повести «Рони, дочь разбойника» спровоцировало аниме Горо Миядзаки, вышедшее в 2014 году. В оригинальном произведении нашли отсылку к германо-скандинавской мифологии. Имя жены разбойника Борки, Ундис, созвучно с ундиной (разновидность нимфы или русалки).

Сказка «Братья Львиное сердце» вызвала ажиотаж среди читателей. Линдгрен каждый день получала по 50 писем, в которых поклонники спрашивали о продолжении истории. Астрид публично исключила написание второй части повести, но описала, каким видит эпилог.

Вдова в 44 года

Писательница двояко переживала смерть мужа Стуре. Линдгрен переходила из одной депрессии в другую, но при этом ценила свободу. О супруге литератор говорила, что тот был добрым и приятным человеком. Но Стуре не был приспособлен к долгосрочным отношениям, поэтому часто ходил налево. «То и дело влюблялся в новых женщин», – делилась Астрид.

Астрид и Стуре
Астрид и Стуре / Коллаж: astridlindgren.com

Второй страстью Стуре был алкоголь, из-за которого муж писательницы не дожил до 55 лет – умер от цирроза печени, сделав Астрид вдовой в 44 года. Линдгрен переживала, в письмах упоминала о годовщине смерти супруга, навещала его могилу в этот день и оставляла пять свечек. Но Линдгрен была решительно настроена на то, что больше не выйдет замуж. И дело не в преданности покойному супругу. Астрид писала, что невероятно счастлива из-за возможности самостоятельно определять свою судьбу и иметь личное мнение, не оглядываясь на указы мужа.

Критика русских

Скандал вызвали дневниковые записи Линдгрен, сделанные в годы Второй мировой войны. В 1940-м Астрид устроилась на работу в отдел цензуры писем шведской спецслужбы. Поэтому обладала более полной картиной того, что происходит за пределами нейтральной Швеции, чем многие ее сограждане.

За год до начала Великой Отечественной войны сделала ошибочный и скандальный прогноз. Линдгрен назвала Германию «ослабленной» и представила перспективу возвышения СССР. «Русские сядут нам на шею», – писала Линдгрен за 12 месяцев до того, как «ослабленная» Германия напала на Советский Союз.

Негативное мнение о русских Астрид сформировала на основе «свидетельств» финнов, которые сообщали о «зверствах» советских солдат: якобы изнасилованиях, пытках, расстрелах женщин и детей. Уверовав в неподтвержденные факты о русских, Линдгрен была готова даже жить в оккупированной нацистами Швеции и приветствовать Адольфа Гитлера.

Читайте такжеБрэм Стокер — создатель Дракулы: факты о жизни и творчестве писателя

Благотворительность и память

Автор «Пеппи» прожила 94 года и скончалась 28 января 2002 года. Власти Швеции вскоре учредили премию имени Линдгрен для детских писателей. По величине она уступает только Нобелевской – 5 млн крон (28,5 млн руб. по курсу на ноябрь 2022-го). В 2015 году в Стокгольме основали музей Линдгрен – в квартире, в которой писательница прожила 61 год.

Дом, в котором жила Линдгрен
Дом, в котором жила Линдгрен / Фото: wikimedia.org

Астрид Линдгрен влияла на судьбы читателей не только через произведения, но и в личных переписках, которые длились десятки лет. В молодости писательница столкнулась с нищетой, поэтому всю жизнь финансово помогала бедным и нуждающимся. Линдгрен суммарно перевела на безвозмездной основе 10 млн крон частным лицам и фондам. О выдающейся детской писательнице напоминает сорт роз, который вывели в Дании и назвали в 1991 году в честь прославленной уроженки Швеции.

Читайте также