Шарлотта Бронте — история жизни и творчества знаменитой английской поэтессы и романистки
Шарлотта Бронте – английская писательница, оказавшаяся у истоков любовного романа в мировой литературе. Ее главный роман «Джейн Эйр» быстро нашел своего читателя, хотя викторианское общество Англии сочло его бунтарским, а некоторые говорили об аморальном и даже порнографическом произведении. Сама писательница в это время вела жизнь обычной горожанки и преданно заботилась о младших братьях и сестрах. Интересные факты о жизни и творчестве писательницы – в материале 24СМИ.
Родители писательницы
Отец Шарлотты – выходец из низов общества, сын бедных фермеров. Ему повезло. Местный священнослужитель решил, что Патрик – одаренный мальчик. Поэтому направил его в Кембриджский университет изучать теологию. Для сельского ребенка это было большой удачей.
В возрасте 36 лет в 1813 году пастор Патрик Бронте женился на Мэри Бренуэлл. Она была умна и тоже хорошо образованна, но обладала более слабым здоровьем, в отличие от Патрика. Это передалось ее детям. Патрик Бронте, его братья и сестры прожили почти до 80 лет – возраста долгожителей, а Мэри умерла, когда их старшей дочери Шарлотте было всего пять.
Архетипы Бронте
Викторианское общество склонно мыслить шаблонами, превращая писателей в декорации. Одни – герои грустных сказок, а другие – веселых. Бронте, с их точки зрения, – это современная Золушка, бунтующая против своего бесполезного существования.
Шарлотта Бронте родилась 21 апреля 1816 года в деревне Тортон (графство Йоркшир), где ее отец служил пастором. Место рождения писательницы описывают как мрачную болотистую местность, где с трудом выживают бедные малообразованные фермеры.
Географически Йоркшир действительно представляет собой вересковые пустоши, но он не настолько депрессивный. Это район с развивающейся промышленностью. В XVII веке в Западном Йоркшире начали добывать уголь. В XVIII столетии открывались мануфактуры по переработке овечьей шерсти. Они обеспечивали работой тех, кто не задействован в сельском хозяйстве. В XIX веке здесь строились железные дороги, а города уже страдали от перенаселенности.
Главный источник сведений о семье Бронте – биография, написанная Элизабет Гаскелл в 1857 году, «Жизнь Шарлотты Бронте». Отец сестер становится в ней архетипом англиканского пастора. Суровый, жесткий, страдающий маниакальным психозом. Другой биограф, Марго Питерс, приводит описание того, как Патрик бросил в камин кожаные сапоги, принесенные его детям, так как это «излишняя роскошь», или разорвал шелковое платье жены по той же причине.
При этом сам Патрик Бронте неоднократно пытался опровергнуть клевету (письмо к миссис Гаскелл, 1857), но образ деспота литераторам оказался важнее, так как именно таких пасторов знали жители Англии. Биограф Джульет Баркер описывает Патрика иначе. Как интеллигентного и щедрого человека, который заботился о своих детях и любил их. Заботился об их образовании, покупал игрушки и книги.
Внешность писательницы
Точного прижизненного портрета Шарлотты не существует. Поэтому неизвестно, насколько картины художников соответствуют действительности. Есть проблема и с описаниями внешности. На портретах изображена худощавая женщина. Часть биографов пишут, что она была некрасивой девушкой с кривыми зубами. Другая часть указывает, что, прежде чем выйти замуж, Шарлотта отклонила предложения шести потенциальных женихов.
В одних источниках указано, что Шарлотта была близорукой настолько, что ей пришлось бросить игру на пианино. Девушка не видела ноты. В других отмечают такую особенность: она лучше видела в темноте, чем на свету, и могла читать ученикам книгу вечером в темной комнате, отчего дети думали, что она владеет какой-то магией. Сложно представить, что оба факта – истина. Легче сделать вывод, что авторы добавляли в биографию писательницы элементы, призванные вызывать у читателей определенные эмоции. У настоящей Шарлотты могло оказаться обычное зрение.
Единственный твердо установленный факт – маленький рост. В музее хранится одежда, принадлежавшая романистке. Ее туфли, перчатки и платья рассчитаны на девушку ростом около 1,5 м с обхватом талии в 50 см.
Писатели Бронте
Шарлотта Бронте не единственная писательница в семье. Ее отец писал проповеди и стихи. В 1810 году было опубликовано его первое стихотворение «Мысли зимнего вечера», а через год – сборник нравоучительной поэзии под названием «Деревенские стихи». Мать Шарлотты, набожная методистка Мэри, написала трактат «Преимущества бедности в религиозных вопросах».
Три сестры Бронте стали авторами трех романов:
- Шарлотта Бронте – «Джейн Эйр»;
- Анна Бронте – «Хозяйка поместья Уайлдфелл-Холл»;
- Эмили Бронте – «Грозовой перевал».
Все три девушки также писали стихи, но первые опубликованные работы Шарлотты не стихи и не романы. Она делала переводы французской поэзии на английский язык. Считается, что первым стал перевод стихотворения Огюста Барбье «Идол». Но на самом деле дата публикации и название издания не установлены.
Фамилия
Первоначальная фамилия Патрика – Прунти. Она кельтского происхождения. Proinnteach означает «дарующий», т. е. «щедрый человек». В университете Патрик учился под фамилией Бронте (ударение в фамилии на первый слог). Можно предположить, что такое написание предложил священник, который направил парня в университет, или же Патрик в детстве восхищался адмиралом Горацио Нельсоном, титул которого герцог Бронте. Мальчик мог взять фамилию в честь кумира. Тем не менее ни одна из версий не имеет веских доказательств.
Герцогство Бронте адмирал Нельсон получил из рук испанского короля. Ему предлагали три поместья на выбор. По легенде, Горацио выбрал Бронте потому, что в переводе с греческого языка слово означает «гром» и является намеком на вулкан Этна. Нельсону якобы нравилось ассоциировать себя с таким грозным явлением, как вулкан. Свое завещание адмирал подписал «Нельсон Бронте», а в оформлении поместья использовал инициалы NB. Это «роднит» его с Наполеоном Бонапартом, использовавшим в декоре такие же инициалы.
Образование
Отец отправил четырех старших дочерей в школу Коуэн-Бридж получать начальное образование. К сожалению, условия жизни там оказались отвратительными. Кормили детей скудно, и еда не была питательной. Отопления в комнатах тоже не было. Поэтому в каменных стенах школы царил «вечный холод». В результате Мария и Елизавета заболели и вскоре умерли, а Шарлотту и Эмили отец забрал обратно домой.
Условия жизни в Коуэн-Бридже писательница опишет в романе «Джейн Эйр» в описании Ловуда. Дети носили униформу. Вставали до рассвета. Умывались холодной водой и отправлялись на молитву, она длилась полтора часа. Затем все шли в столовую, где получали по порции пригоревшей каши. С 9 утра до полудня были уроки. Потом краткий отдых в саду и снова уроки до 5 часов вечера. Затем давали полдник из половины ломтика хлеба и маленькой чашки кофе и снова учеба. Заканчивался день ужином из стакана воды, куска овсяного пирога и следовавшей за ним вечерней молитвы.
Утром начинался новый день, похожий на предыдущий. Разбавляли его только телесные наказания. По воскресеньям детям становилось еще тяжелее. Они отправлялись к церкви на мессу, проходя по 5 км в одну сторону.
Дома воспитанием девочек займется старшая сестра матери Элизабет Бренуэлл. Тетя учит сестер азбуке, арифметике, рукоделию и шитью. Она была веселой женщиной, но в вопросах образования придерживалась консервативных взглядов.
Начало карьеры
Дома дети получили больше свободы. Кроме игр, они проводят время в библиотеке отца. Много читают и, конечно же, фантазируют. Из фантазий появляются фантастические миры. Шарлотта и ее брат Патрик Бренуэлл придумали Ангрию, а Эмили и Энн – Гондал.
В 1831 году Шарлотта Бронте отправляется в школу Роуд-Хед к миссис Вулер. Здесь она знакомится с Эллен Насси и Мэри Тейлор. Девушки станут подругами на долгие годы, а их переписка – источником ценных сведений для биографов. В 1835-м Шарлотта вернется в школу уже в качестве учительницы и привезет с собой младшую сестру Энн как ученицу.
С 1835-го по 1845-й Шарлотта Бронте пытается работать гувернанткой. Позже она будет описывать эту работу как «рабство гувернанток»: тяжелый рабочий день с 6 утра до 11 вечера, сложные отношения с окружающими. Гувернантка вроде бы равна по уровню интеллекта родителям ребенка, но одновременно она прислуга. При этом среди слуг гувернантка тоже не чувствует себя своей из-за разницы в манерах и образовании.
Шарлотта мечтает об открытии собственной школы, пока работает в школе мадам Эгер в Брюсселе в 1842 году. Там она влюбляется в мужа мадам Эгер, но напрасно ждет от него знаков внимания, поэтому возвращается домой. Оттуда пишет мужчине душераздирающие письма, которые остаются без ответа. Вся эта история тоже будет описана в романе «Джейн Эйр» с некоторыми изменениями. Поэтому произведение считают автобиографическим.
Творчество
Осенью 1845 года Шарлотта случайно находит стихи Эмили. Она считает, что они великолепны и предлагает их напечатать. Поскольку в это время женщина не может быть писательницей, то сестры выбирают мужские псевдонимы. У Шарлотты – Каррер Белл.
Стихи выходят в 1846-м. Но публика не впечатлилась. Продано только 2 из 1000 экземпляров. Это не остановило девушек, а подтолкнуло к творчеству. Его результатом стали три их романа. Так Шарлотта стала знаменитостью. Кроме романа «Джейн Эйр», Шарлотта Бронте написала много рассказов: «Артуриана», «Зеленый карлик», «Рассказы об островитянах», а также романы «Шерли», «Городок», «Учитель» и «Эмма».
Популярности способствовали скандалы, вызванные ее романом. Первый скандал – светский. Писательница подражает Уильяму Теккерею. Его образ «проглядывает» из мистера Рочестера, главного героя. Но Шарлотта не знает, что Теккерей на самом деле ухаживает за сумасшедшей женой. Зато это знает светское общество, и дамы решают, что роман написала гувернантка и по совместительству любовница Теккерея. Сам писатель на это лишь посмеивался, но Шарлотта чувствовала себя неловко.
Второй скандал – церковный. Ее читатели – состоятельные англичане. Оказывая помощь в виде пожертвований частным школам, они думают, что совершают благое дело. Но роман поднимает неприятные вопросы: действительно ли школы приносят пользу, что конкретно должны усвоить дети и какой результат получается в конце.
Протестантская церковь вынуждена оправдываться, параллельно обвиняя романистку в предвзятости, непонимании целей обучения и других вещей. Заодно ее обвиняют в безнравственности – героиня любит женатого мужчину. Героиню обвиняют в похоти и нарушении светских традиций. Вопросы воспитания детей, в том числе религиозного воспитания, будут подниматься на страницах монографий педагогов, психологов, священнослужителей еще многие годы после того, как скандал уляжется.
Источники вдохновения
Шарлотту Бронте вдохновляли герои лорда Байрона. Персонажи со страстной душой, страдающие посреди сурового или враждебного мира. Ее героиня, Джейн Эйр, страдает от невозможности быть с человеком, которого любит. Главный герой тоже страдает.
Внешность таких романтический персонажей продиктована эстетикой туберкулеза. На ранних этапах болезнь не уродует человека, а придает ему необычную красоту. Бледная кожа, алый румянец на щеках. Сверкающие от лихорадки глаза кажутся излишне эмоциональными и манящими. Потом туберкулез принесет герою смерть, и эта неизбежность усиливает привлекательность персонажа для читателей. Ему сострадают и его понимают, так как часто сталкиваются с болезнью в повседневной жизни.
Последние годы
Шарлотта Бронте умерла 31 марта 1855 года. Ей исполнилось 38 лет, и до нового дня рождения не хватило всего трех недель. Причина смерти неизвестна. В биографии, составленной Клэр Харман, высказывается предположение о тяжелом течении беременности, сопровождавшейся токсикозом, недоеданием и обезвоживанием организма.
Роль Шарлотты Бронте в литературе
Роман «Джейн Эйр» стоит особняком среди классики английской литературы. Он не опирается на другие произведения. Характеризуется смесью жанров – романтики и реализма. У него нет прямых последователей, но после публикации появятся похожие романы, которые отнесут к разным жанрам:
- нравоучительного романа;
- готического;
- феминистского;
- любовного.
В кинематографе XX века роман несколько раз экранизировали: картина «Джейн Эйр» режиссера Франко Дзеффирелли 1996 года и фильм «Джейн Эйр» режиссера Кэри Джорджи Фукунаги, снятый в 2010-м. Считается, что всего в мире снято более 25 прямых экранизаций произведения. Отдельную категорию составляют ленты с похожими персонажами, но не являющиеся точным воспроизведением романа Шарлотты Бронте, такие как индийский «Сангдил» 1952-го.
Шарлотта Бронте умерла, оставив после себя «культ Бронте». Еще при жизни у ее романа были поклонники. После смерти и выхода биографии, написанной миссис Гаскелл, ее дом стал местом паломничества. Ее отец принимал всех, а его преемнику это не нравилось, и он был вынужден установить двойную дверь, чтобы забаррикадироваться поплотнее от назойливых посетителей. Согласно публикациям «Общества Бронте», дом пастора Бронте – второе по посещаемости место, связанное с английскими писателями, после Стратфорд-апон-Эйвона, города, где родился Уильям Шекспир.