Борьба с терроризмом. Препятствия и прогнозы
Насилие, запугивание, террор – все эти понятия ассоциируются с глобальной проблемой терроризма. С 60-х годов прошлого века в обиход вошло новое понятие - мировой терроризм, борьба с которым ведется повсеместно и с переменчивым успехом.
На данный момент насчитывается более сорока организаций, которые признаны террористическими. Большая часть террористических кланов относится к мусульманским общинам. В качестве «оружия» против цивилизованного мира террористы используют захват заложников, угон и подрыв гражданских самолетов, взрывы в общественных местах.
Особо остро проблема мирового терроризма встала после появления таких организаций, как «Аль-Каида» и «Талибан», которые стали одними из первых, кто поставил под вопрос существование современного мира.
На борьбу с новым вызовом были брошены силы мирового сообщества. Наиболее известная антитеррористическая компания, которая уже более десяти лет проходит в ряде стран, принадлежит Соединенным Штатам Америки. Вашингтон проводил антитеррористические компании в Йемене, Ираке, Афганистане, а последней горячей точкой для американских военных стала Сирия.
Эффективность борьбы с терроризмом за последние десять лет многими экспертами ставится под сомнение. Так, организации «Аль-Каида» и «Талибан» продолжают свое существование и проводят террористические акты, а к ним присоединяются все новые группировки. Появившаяся не так давно организация «Исламское государство» вытеснила «Аль-Каиду» с первого места главной угрозы миропорядку и взбудоражила мировое сообщество.
К борьбе с ИГИЛ присоединяются все больше стран. Кроме США мировому терроризму XXI века противостоят Франция, Германия, Турция, Австралия, Великобритания, Египет, а с октября 2015 года к войне против ИГИЛ подключились и российские военные.
История борьбы с терроризмом доказывает, что достичь полной победы над главной мировой угрозой сложно. В связи с этим возникают вопросы – как побороть терроризм, и что мешает победе в этой борьбе? Давайте разбираться.
Неэффективная стратегия
Причина затяжной борьбы против терроризма – неэффективная стратегия. Бывший командующий войсками миротворческого контингента ООН в Руанде Ромео Даллер поясняет, что авиаудары по позициям ИГИЛ в Сирии не дадут результатов. Сбрасывание 500-фунтовой бомбы на внедорожник с несколькими боевиками не несет в себе эффективности.
Для полного уничтожения мировой угрозы необходима наземная операция. Точку зрения канадского военного разделяют и в Москве. Дмитрий Песков заявлял, что для полной победы над террористами в Сирии необходима эффективная наземная операция, которую могут осуществить и правительственные силы Сирии.
«Наша цель состоит в том, чтобы укрепить позиции легитимной сирийской армии, потому что другого пути не существует. И единственной державой, которая может осуществить эту наземную наступательную операцию против террористов, является Сирия», - подчеркивают в Кремле.
О необходимости наземной операции для победы над ИГИЛ заявляют и по ту сторону океана. С таким заявлением выступил Госсекретарь США Джон Керри.
Причину неэффективности авиаударов по позициям ИГИЛ разъяснил российский военный эксперт, руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок: террористы используют классическую тактику партизанской войны.
Оборонительные позиции террористов расположены не в зданиях, по которым бьет международная коалиция и Россия, а в туннелях. В лабиринтах подземных коммуникаций террористы размещают свои склады с продуктами, боеприпасами и пережидают между наступлениями.
Наступательный почерк ИГИЛ также относится к партизанской войне. Террористы не идут в бой большим войском, их наступательные операции осуществляются группами в 6-8 человек.
Таким образом, используя большой ресурс авиаударов, борцы наносят террористам незначительный вред. Изменить ход противостояния может только сухопутная операция против исламистов.
Единым фронтом
Еще одна ошибка, которую допускает международное сообщество в борьбе с ИГИЛ – раздробленность. Против «Исламского государства» воюет большое количество стран, но в большей массе между ними нет единения, отсутствует единый центр координации действий.
О необходимости единения в борьбе с «Исламским государством» говорят и мировые лидеры, и военные эксперты. Партнерство Соединенным Штатам в войне с терроризмом неоднократно предлагал Владимир Путин. Ответом на данные предложения служили требования о смене правления в Сирии.
С подобным обращением к США и Великобритании выступал глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф. Выступая перед Сенатом, отставной генерал Дэвид Петреус обратился к президенту США с просьбой объединиться с Россией в борьбе с ИГИЛ.
«Возможно, Асад — чудовище, но ИГИЛ намного хуже», - заявил военный эксперт.
С призывом о сотрудничестве в борьбе с терроризмом к своему руководству обратился и бывший командующий силами НАТО в Европе, адмирал в отставке Джеймс Ставридис. Позицию экс-руководителя НАТО разделяет и экс-Госсекретарь США Генри Киссинджер.
«После 30 лет господства США на Ближнем Востоке Россия снова стала активным участником событий в регионе, так как появилась угроза ее внутренней безопасности. Она пытается предотвратить подъем и консолидацию исламистской угрозы, и в этом наши цели схожи. Мы можем достигнуть взаимопонимания», - отмечает американский дипломат.
Лишь объединив усилия в борьбе с исламистами, можно рассчитывать на положительный результат. Разногласия между мировым сообществом играет на руку террористам. К сожалению, все призывы к консолидации сил до сих пор остаются неуслышанными, что делает борьбу против исламистов малоэффективной.
Эксперты резюмируют: проанализировав уроки прошлых неудач в борьбе с терроризмом, объединив силы всем миром, выстроив эффективную стратегию - только так мировое сообщество может рассчитывать на победу в очередной войне за свое существование.