Приватизация в России. Горький опыт и последствия
Столкнувшись с негативными экономическими процессами на мировых рынках топливного сырья и став новой целью санкционных воин, правительство России инициировало программу большой приватизации в России.
Среди объектов, в которых государство продает свои пакеты акций, наиболее крупными являются "Роснефть", "Банк ВТБ", а также объекты федерального имущества, входящие в состав автомобильно-железнодорожного паромного комплекса в морском торговом порту Усть-Луга. Об этом говорится в соответствующем документе на сайте правительства от 20 апреля 2015 года.
Планы правительства по распродаже государственного имущества вызвали неоднозначную реакцию среди экономистов. Главная критическая нотка, на которую натолкнулась программа приватизации в РФ, относится к планируемому использованию полученных средств и схеме процесса.
Горький опыт 90-тых
Первая крупная приватизация в России с шумом и горькими последствиями прошла в начале 90-тых годов прошлого века. Начиная разговор о грядущей «большой распродаже», экономисты делают пояснение: главное, чтобы не как в 90-тых.
Советник президента Сергей Глазьев в интервью Лента.RU заявил, что приватизация 90-тых годов породила в РФ криминал. Глазьев поясняет, что тогда после развала СССР «преуспели преступники, которые грубо нарушили свои обязательства перед государством и обществом». Получив государственную собственность, приватизаторы не выполнили инвестиционные планы. Согласно отчету Госдумы, говорит Глазьев, в среднем на одну приватизацию приходился один случай мошенничества.
«Миллионы граждан были обмануты мошенниками. Мы помним многочисленные финансовые пирамиды на базе ваучерных фондов, когда у людей забрали ваучеры и потом украли их имущество, при этом заработав сверхприбыли и использовав их для приобретения государственных активов», - поясняет советник президента.
Ожидаемого положительного эффекта для экономики не стоит ждать, продолжает Глазьев. При мошеннической схеме подобные инвесторы продадут бизнес и выведут деньги за рубеж. Для населения это означает следующее: невыплата зарплат на приватизированных предприятиях, увольнение большого количества работников, демонтаж и распродажа оборудования, а в последствии его полное банкротство.
"Эта приватизация обернулась катастрофическим разгромом отраслевой науки и проектных институтов, вследствие чего наша экономика распалась на нежизнеспособные кусочки, большинство из которых оказались неконкурентоспособными, потеряли связь с партнерами по кооперации и свернули свою деятельность. То есть приватизация обернулась экономической катастрофой", - подытожил Глазьев.
Пол Робертс: "Это ошибка!"
Против приватизации в России высказался в своем материале и американский экономист, один из основателей «рейганомики» Пол Крейг Робертс. По мнению эксперта, российское правительство встало на ошибочный путь, полагая, что «латать» бюджетные дыры результативно, лишь продавая собственные активы.
Главная опасность, которая сейчас скрывается в планах по приватизации – слабая экономика России, и, соответственно, низкие цены на активы. Государственные предприятия будут продаваться по заниженной цене.
Американский экономист убежден, что российское правительство может восстановить собственную экономику, напечатав деньги, при этом не продавая госактивы частным инвесторам. Но, с огорчением констатирует Робертс, в умах российских чиновников закрепились западные убеждения о том, что только инвесторы могут приносить прибыль государству. Это, заявляет экономист, приведет российское правительство в тупик, в который уже зашли страны еврозоны.
После большой приватизации в России пострадает не только экономика страны, но и население. Пол Робертс поясняет, что главная задача правительства - забота о населении, а частных инвесторов – зарабатывание денег. Поэтому после приватизации гособъектов РФ ждет волна инфляции в связи с повышением цен на товары и услуги, которые ранее предоставляло государство.
Первым делом
Приватизация в России может пройти без потерь для экономики и потрясения населения, если на продажу не будут выставлять стратегически важные компании, а полученные доходы направят на развитие экономики. Под приватизацию не должны попадать объекты, которые нуждаются в поддержке государства, говорит Сергей Глазьев. Среди таких объектов эксперт выделяет транспортную инфраструктуру и ЖКХ.
Транспортная инфраструктура является одним из главных двигателей развития экономики РФ. Государство должно субсидировать эту отрасль, чтобы она развивала экономику. Эксперт приводит в пример Испанию, где власти активно выделяют субсидии на доставку туристов к Канарским островам, тем самым развивая туризм. Заниматься субсидированием отрасли частные инвесторы, естественно, не будут.
Также лакомым кусочком для инвесторов являются объекты жилищно-коммунального хозяйства. Но сразу после их приватизации население ждет значительное повышение тарифов ЖКХ, предупреждает эксперт.
Второй вопрос, который необходимо детально изучить перед проведением приватизации – реализация полученных средств. Самым неправильным вариантом станет «проедание» денег, полученных от продажи государственных активов. Эти средства, по мнению экономистов, необходимо инвестировать.
«Продать ликвидные активы сейчас, для того чтобы заткнуть дефицит бюджета, а потом авось как-нибудь перебьемся — это недальновидная позиция временщиков», - говорит советник президента.
Проработать план инвестирования необходимо перед началом приватизации. Изучив вопрос, проанализировав, какие компании и отрасли можно развивать, станет понятно - какие государственные объекты наиболее нерентабельные.
Учителя, врачи, инженеры
И последний аспект, который требует изучения в вопросе приватизации в России - кто станет новыми собственниками государственных компаний? Сергей Глазьев поясняет, что участвовать в торгах акциями будут преимущественно две категории населения: работники продаваемых предприятий и частные инвесторы.
«Весь мировой опыт говорит о том, что вовлечение трудящихся в управление предприятием — это большая польза для корпоративного управления», - говорит эксперт.
Для того, чтобы простые рабочие могли принимать участие в покупках акций компаний, государство должно выработать систему льгот, которая позволит это сделать. Вторая категория, на которую рассчитывает правительство – частные инвесторы, которые занимаются покупкой-продажей акций на рынках.
Кроме этого, Сергей Глазьев выступает за привлечение к приватизации госкомпаний и обычных россиян. Зарплаты врачей, учителей и инженеров недостаточно, чтобы покупать акции, но и в этом вопросе эксперт видит выход. Государство должно создать программу по возвращению замороженных сбережений россиян в Сбербанке СССР. У РФ до сих пор остаются обязательства перед большой частью населения по этим выплатам.
Возврат данных денег должен происходить на одном условии – средства будут использоваться только для инвестиций в РФ. Таким образом приватизация не будет ассоциироваться с олигархами, жаждущими наживы.