Королева эпизода. Лучшие роли Натальи Крачковской
Утром 3 марта всех потрясло известие о смерти легенды советской комедии Натальи Крачковской. Заслуженная артистка России умерла в возрасте 77 лет после перенесенного инфаркта.
Фильмография великой актрисы насчитывает более ста картин, при этом все ее роли были второстепенными и эпизодическими. Стать главной героиней в фильмах Наталье Леонидовне так и не было суждено. Ее имя не всегда указывали в титрах, но зритель все равно узнавал и любил актрису.
Наталья Крачковская в каждой картине являлась главной изюминкой ленты. Даже без слов дама с аппетитными формами вызывала улыбки зрителей. Несмотря на отсутствие актерского образования королева комедийного эпизода была любимицей многих режиссеров, а открыл талант Крачковской широкой публике легендарный Леонид Гайдай.
Гайдаевская эпоха
Наталья Крачковская начала сниматься в 1955 году. Ее первая роль состоялась в картине "Повесть об агрономе ", но ни дебют, ни последующие работы известность актрисе не приносили. Первый фильм, который принес славу и популярность Крачковской - "12 стульев" в 1971 году.
Режиссер картины Леонид Гайдай в течении долгого времени не мог определиться с актрисой на роль мадам Грицацуевой. После проб 16-ти актрис Гайдай вспомнил о жене своего звукооператора Владимира Крачковского. Режиссер пригласил Наталью Леонидовну на пробы и сразу же утвердил ее на роль.
В процессе съемок выяснилось, что Наталье Крачковской самой придется выполнять все трюки в фильме, так как каскадершу с ее формами найти не удалось.
"Я носилась по лестнице две недели… Потом мне пришлось лететь вниз головой на крошечный матрасик. Гайдай предупредил: "Голова поместится, а остальное нас не волнует". Я прыгнула. Мне ответили: "Получилось, но камеру заело — надо переснять", - вспоминала Наталья Крачковская.
Зритель полюбил пышную даму, и в истории советского кино появилась новая звезда.
Поняв, что нашел новую приму комендийного эпизода, Леонид Гайдай решает продолжить сотрудничество с Крачковской и приглашает ее в свою картину "Иван Васильевич меняет профессию".
Съемки во второй гайдаевской комедии помогли Натальи Крачковской сохранить ее знаменитые пышные формы. Во время съемок актриса заболела и значительно похудела. Наталья Крачковская никогда не комплексовала по поводу своего веса, но, увидев себя постройневшей, решила сохранить фигуру. Однако, новые формы актрисы не понравились Леониду Гайдаю. Режиссер приказал Крачковской снова набрать вес, а на ее возражения ответил:
"Давайте откроем дверь и посмотрим. Видите, сколько по коридору студии идет длинноногих, изящных, стройных красавиц? Но все они идут мимо моего кабинета, а вы находитесь здесь".
Труднее всего актрисе далась самая узнаваемая сцена из фильма. По задумке режиссера после слов "...и меня вылечат" жена управдома Ивана Васильевича Бунши снимает парик и демонстрирует короткую прическу, но стричься Крачковская отказалась наотрез. Постановщики нашли выход из ситуации: актрисе надели парик, сделанный из обычной шапочки для купания с наклеенными волосами. Эта шапочка была настолько мала, что Крачковская не могла в ней находиться, а съемки мучительной сцены продолжались целые сутки.
Следующая картина Гайдая, в которой снялась Наталья Крачковская - "Не может быть". Фильм Гайдая 1975 года состоит из трех новелл, Наталья Леонидовна снялась в двух из них. На этот раз роли актрисы были очень непродолжительны, но не менее запоминающиеся.
В первой части "Преступление и наказание" Крачковская сыграла покупательницу картин. На экране актриса смогла настолько ярко передать образ "ценительницы искусства", что ее фраза "Ваши цены - дичь!" моментально ушла в народ.
В новелле "Свадебное путешествие" Наталье Леонидовне досталась безмолвная роль. "Маньяк" - единственное, что произносит актриса в кадре. Но, как говорил сам Гайдай, слова в комедии - не главное.
Постгайдаевский период
После трех картин Леонида Гайдая Наталья Крачковская продолжила свою карьеру. Новые картины с участием актрисы имели не меньший успех.
Одной из самых успешных работ Крачковской стал фильм "Покровские ворота" Михаила Козакова. Актриса сыграла роль супруги поэта Соева. Комедия стала невероятно популярной и любимой. Также отметилась актриса и в культовом фильме "Место встречи изменить нельзя". В этой картине приме комедийного эпизода досталась роль куплетистки в кинотеатре.
"Искусство, Кончита, требует жертв!" - эту крылатую фразу в картине "Человек с бульвара Капуцинов" в свой адрес услышал персонаж Крачковской. В картине о зарождении кинематографа и нравах Дикого Запада в интерпретации советского режиссера Наталья Леонидовна исполнила роль служанки.
Вероятно, у Натальи Крачковской были амбиции и на более серьезные персонажи. Но, несмотря на отсутствие главных ролей, любви и уважению публики к артистке могут позавидовать многие актеры с увесистым багажом работ в кино.