Терроризм или госпереворот. Что происходит в Казахстане?
После того, как в казахстанском Актобе 5 июня 2016 года произошла серия вооруженных нападений, многие граждане республики задумались о том, что же происходит в Казахстане. Последние события наталкивают местных жителей на мысли о схожести ситуации с украинскими революциями и госпереворотом, интерес к данной версии «подогревают» и новости о пресеченном захвате власти в Казахстане.
Политологи попытались разобраться, что происходит в Казахстане. Специалисты сходятся во мнении, что сравнивать сегодняшний Актобе с украинским Майданом и некими сценариями пока преждевременно, а сегодняшние дерзкие атаки преступников относятся, скорее всего, к радикализму.
«Повтор 2011-го года»
В Актобе продолжается антитеррористическая операция, в результате перестрелки с нападавшими погибли несколько человек. Политолог Марат Шибутов считает, что эти события связаны с терроризмом — аналогичный инцидент уже наблюдали местные жители 17 мая в 2011-м году, когда в этом же городе происходила серия вооруженных нападений.
«Я считаю, что радикалов стало больше: поколение подросло, появились новые люди, их взгляды более радикальны. Не исключено, что они научились нормально собирать мины, чтобы не взрываться на них самим, люди ведь учатся на своих ошибках. Определенно, в Актобе повторяется 2011-й год, но в более жесткой форме», — говорит Шибутов.
Специалист также уверен, что предотвратить подобные инциденты можно только путем усиленной работы на государственном уровне: обществу следует стать в большей степени модернизированным, а не исламизированным. Достичь этого можно, в частности, путём пропаганды правильного мышления.
«Вопрос времени»
Прокомментировал то, что происходит в Казахстане, и политолог Ерлан Карин. По его мнению, инцидент в Актобе не является неожиданностью — в какой-то степени подобное происшествие оставалось лишь вопросом времени. Эксперт также связывает воскресные события с терроризмом, и не исключает, что виной тому стала усиленная пропаганда запрещенной в РФ террористической организации ИГИЛ в Казахстане. В стране были найдены и изъяты несколько роликов джихадистов с целью вербовки молодежи.
Террористы могли преследовать цель устрашения местных спецслужб. Карин считает, что реализовать эти преступления вполне могла одна из террористических ячеек, а события развивались спонтанно и, скорее всего, не координировались зарубежными центрами.
«По сценарию то, что происходит в Казахстане сегодня, частично напоминает события от 12 ноября 2011-го года в Таразе и сентябрьские события от 2012-го года в Атырау. В Таразе террористы атаковали оружейный магазин, а в Атырау совершалось нападение на полицейский участок», — анализирует события Карин.
Политолог также отмечает, что происшествия в Актобе, безусловно, скажутся на развитии угрозы терроризма в Казахстане. Тем не менее, обществу следует адекватно реагировать на происходящее, потому что сейчас Казахстан «более-менее готов» к тому, чтобы предотвращать теракты. Специалист пришел к выводу, что ни в коем случае нельзя забывать, что террористы улучшают свои навыки.
«Нам не стоит забывать даже на минуту, что кто-то прямо сейчас может вынашивать экстремистские мысли», — подытожил Карин.
«Неслучайная трагедия»
Высказали своё мнение о том, что происходит в Казахстане, и двое других политологов — Досым Сатпаев и Расул Жумалы. Они соглашаются с коллегами, относящими события в Актобе к категории террористических атак. Однако, специалисты уверены: трагедия не была случайностью, ведь после событий 2011-го года в стране на должном образе не проводилась воспитательная и идеологическая работа по борьбе с терроризмом.
«К сожалению, это не случайность. После событий в 2010-2011 годах, когда в Казахстане также происходили террористические акты, власть напряглась и предприняла некоторые меры, произошел определенный «прессинг». Но этих мер оказалось недостаточно, ведь приоритетными были силовые меры, осуждение и подавление. Мы должны отдавать приоритет воспитательной и идеологической стороне», — поясняет свою точку зрения Расул Жумалы.
Несмотря на то, что казахстанцев в террористических рядах немного, они весьма активны. Чтобы в дальнейшем избежать терактов, в государстве нужно пропагандировать традиционный ислам, считает Жумалы. Его коллега Досым Сатпаев придерживается такого же мнения.
Комментарий Кремля
На события в Казахстане уже отреагировало российское руководство. Как сообщил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, атаки в Актобе являются "внутренним делом Казахстана".
«Это, безусловно, внутреннее дело Казахстана. Мы не сомневаемся, что казахстанские следственные органы установят, что стояло за этими атаками. Силовики Казахстана достаточно эффективно противодействуют этим бандитам», — отметил Песков.
Кроме того, Дмитрий Песков также подчеркнул, что руководство РФ не видит причин для усиления российско-казахской границы, поскольку ситуация в Казахстане находится под контролем местных властей.
Шансы украинского сценария
Говоря о том, кто виноват в происшествиях в Актобе, политологи отмечают, что виновные «не отдельно взятые ребята». Молодое поколение Казахстана оказывается де-факто наедине с «зарубежным идеологическим напором», ввиду чего соответствующая работа на государственном уровне становится еще более важной.
Рассуждая на тему того, может ли ситуация в Актобе оказаться началом событий по «украинскому сценарию», политологи отвечают отрицательно: о том, что атаки осуществлялись не с целью госпереворота, говорит весьма слабая подготовка атаковавших и прослеживающаяся в их действиях спонтанность. Ввиду этого, заключают эксперты, ожидать волну нападений, не стоит.
Несмотря на такие выводы, в Казахстане с 6 июня был введен 40-дневный "жёлтый" уровень опасности, о чем местные жители оповещаются посредством SMS-сообщений. Данный уровень опасности считается умеренным, в этот период жителям городов Казахстана рекомендуется с особой подозрительностью относиться к забытым сумкам, подозрительным предметам и людям — обо всех подозрительных вещах стоит сообщать правоохранителям.
Кроме того, казахстанцев просят сохранять спокойствие — власти контролируют ситуацию, а правоохранительные органы делают всё необходимое, чтобы пресечь деятельность террористов.