Павел Фамусов

Famusov
О персонаже
Страна
Россия
Деятельность
дворянин, управляющий
Семейное положение
вдовец

История персонажа

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» входит в число часто инсценируемых примеров классической драматургии. В ней описываются вечные вопросы, встающие перед каждым новым поколением. Написание произведения отняло у автора немало времени, так как литературная деятельность была хобби Грибоедова. Демонстрируя удивительные таланты в разных направлениях, он тянулся к знаниям и остро чувствовал новую эпоху.

Персонажи комедии «Горе от ума»
Персонажи комедии «Горе от ума»

Профессиональный дипломат, знаток культуры и искусства оставил небогатое драматургическое наследие. Его немногочисленные творения отличаются доведением до абсолюта и многочисленными корректировками. «Горе от ума» неоднократно подвергалось редактуре. Крылатые фразы и цитаты из этой пьесы до сих пор часто употребляются в разговорной речи, став афоризмами.

История создания

Идея написания комедии, в которой будет преподнесена объективная характеристика современного общества, жизненных принципов и ценностей разных поколений, зародилась у Грибоедова в 1816 году. На одном из светских раутов дипломат заметил подобострастное поклонение иностранцам и зарубежным новшествам, практиковавшееся в то время повсюду. 

Александр Грибоедов
Александр Грибоедов

Сатирик воспринял это как повод для насмешки над недалекими умами и создал незабвенную пьесу. Материал для нее автор черпал из реальных историй, которые слышал и наблюдал на званых приемах.

В 1820-ые годы, служа в Тифлисе, Грибоедов написал две первые главы пьесы, а продолжил работу над ней уже в Москве. Непродолжительного отпуска хватило, чтобы оценить образ жизни столичного бомонда и понять характер рассуждений людей, ставших прототипами для героев произведения. К этому периоду можно отнести написание известного монолога Чацкого с сакраментальной фразой: 

«А судьи кто?». 

В 1823 году автор доработал третий и четвертый акты комедии, а затем начал вносить правки, которые серьезно повлияли на смысловое наполнение и общий вид пьесы. Главный герой из Чадского превратился в Чацкого, а название пьесы из «Горе уму» модернизировалось в «Горе от ума». Был изменен первый акт, и в финале пьесы образовалась сцена объяснения Софьи и Молчалина

Софья, Фамусов и Молчалин
Софья, Фамусов и Молчалин

В 1824 году автор заверил работу над комедией. В этом же году он планировал издать ее, но разрешение на публикацию далось непросто. Альманах «Русская Талия» стал первым изданием, на страницах которого появились отрывки из «Горе от ума», откорректированные и укороченные цензорами. Даже в отредактированном формате произведение произвело большое впечатление на публику и быстро стало притчей во языцех.

Грибоедов быстро взлетел на литературный олимп. Пьеса впервые была издана в полном формате на немецком языке в 1831 году в Ревеле, а в 1833 цензура допустила публикацию комедии в Москве. В 1862 публика получила возможность ознакомиться с авторским прочтением произведения, а в полноценном варианте пьеса увидела свет в собрании сочинений А.С. Грибоедова в 1913 году.

Героем, чья линия практически не претерпевала изменений, оказался Павел Афанасьевич Фамусов. Его фамилия считается говорящей, так как в переводе с латыни «fama» означает «молва, слух». Грибоедов трактовал его как «общественное мнение». Действие разворачивается в доме героя и длится в течение дня. Комичные ситуации постепенно перетекают в трагедию, действующим лицом которой становится Фамусов.

Павел Афанасьевич Фамусов
Павел Афанасьевич Фамусов

Прототипом героя стал дядюшка Грибоедова. Дипломат описывал его как человека, чей характер был редкостью для современности и считался нормой пару десятков лет назад, когда воспитание было иным, а смысл жизни крылся в других ценностях. Характеристика, которую Грибоедов давал родственнику, напоминала восприятие глазами Чацкого. Дядюшка дипломата был гостеприимным, но любил поучать юношу.

Фамусов при этом стал сосредоточением бытовых и психологических качеств, которые демонстрировали многие дворяне того времени. Образ героя был типичным. Такие, как он, могли участвовать в смертоносных баталиях, а затем лебезить перед более знатным человеком на светском рауте.

Образ и характер

Фамусов стал воплощением самодержавия и чиновничества в пьесе. Такой типаж был распространен в начале 19 века, и люди подобного склада бурно обсуждались декабристами и людьми, в круге которых был Грибоедов. Под образом этого литературного героя понималось сословие малообразованных персонажей, выступавших против книг и получения знаний. В «Горе от ума» Фамусов выступает богатым помещиком и чиновником, для которого власть денег является высшей. Героя уважают в обществе, считая его образование и воспитание достаточным.

Фамусов
Фамусов

Светские приемы в доме Фамусова посещает множество титулованных особ. Хозяин дома, приверженец архаических взглядов, положительно высказывается о крепостном праве, поддерживает взгляды дворянства и выступает находчивым остроумцем в подходящих ситуациях. Его житейский опыт создает образ умудренного опытом человека, а богатая биография подтверждает, что почтенный отец семейства понимает, о чем говорит.

Речевая характеристика, которую дает Грибоедов, ярко описывает приоритеты Фамусова. Гости уважают его возраст, отцовские чувства к любимой дочери, требовательность, проявляемую на позиции начальника. При этом Фамусов – олицетворение недостатка знаний, которые демонстрирует и как чиновник, и как простой человек. Он хвастает тем, что набрал в штат родню, которая ничего не делает. В речи персонажа присутствуют яркие устаревшие выражения, подчеркивающие тот факт, что Фамусов представляет век минувший.

Фамусов принимает гостей
Фамусов принимает гостей

В лице Фамусова автор знакомит читателя со всеми русскими помещиками описываемой эпохи. Властные и суровые, они привыкли унижать крепостных, льстить начальникам и власть имущим ради теплого местечка, выискивать выгодный момент и использовать его ради собственного блага. С мелкими чиновниками Фамусов и ему подобные высокомерны и чванливы, а перед господами герой заискивает, ища благосклонности.

Грибоедов, используя своего персонажа, разоблачал общество, которому было выгодно крепостное право. Современники Грибоедова узнавали описываемые в пьесе образы, поэтому в обществе пьеса имела эффект разорвавшейся бомбы. Фамусов и такие как он выступали против развития науки и культуры, тормозили прогресс и не жаждали духовного и социального роста.

«Горе от ума»

Помещичья Москва – гостеприимное место, где столетиями царствует архаичный жизненный уклад. Заморские новшества ассоциировались здесь с феерией празднеств, которые организовывала императрица Екатерина II. Эпоха ее правления, по мнению Фамусова, была золотым веком.

Фамусов и Чацкий
Фамусов и Чацкий

Персонаж, который постоянно опасается «как бы чего не вышло», известен в свете и пользуется уважением окружающих. Он является олицетворением барской столицы, поэтому именно ему автор противопоставляет молодого новатора Чацкого. Хлебосольный герой не прочь послушать сплетни, соблюдает правила этикета, поддерживает патриархальные традиции и чтит самодержавие. Его столкновение с антагонистом неизбежно, ведь удобства, к которым он привык, являются основой его жизни. Изменения в привычном жизненном укладе Фамусов воспринимает в штыки.

Приезд Чацкого влечет за собой проблемы для хозяина дома. Он предвкушает их, еще не осознавая, насколько велика разница в их взглядах. Молодость, вспыльчивость и идейность гостя вводят Фамусова в замешательство, а смелые суждения завершают складывающийся образ. 

Фамусов и Скалозуб
Фамусов и Скалозуб

Мир Фамусова лжив и лицемерен. Это проявляется в отношениях влюбленной Софьи и притворяющегося Молчалина. Несмотря на видимое уважение, гости балов Фамусова враждебно настроены по отношению друг к другу. В негативной среде Чацкий хандрит и предается унынию, и даже любовь не спасает его.

Покинув родину, он обретает энергичность. Отныне цель его жизни – стремление к созиданию нового общества. Но, вернувшись домой, он понимает, что здесь ничего не изменилось. Люди не готовы к переменам. Любовь надежно погребена под планами Фамусова выдать Софью замуж за Скалозуба. Чацкий разочаровывается в хозяине дома, его семье и окружении. Для старосветского общества, изображенного в лице Павла Афанасьевича Фамусова, Чацкий – обличитель тех, кто не склонен к переменам, – стал раздражителем.

Экранизации

«Горе от ума» – яркий пример классической драматургии. Пьеса ставится в драматических театрах и никогда не использовалась как материал для кинематографа. Публика видела только телевизионные постановки спектакля по произведению Александра Сергеевича Грибоедова.

Михаил Царев в роли Фамусова
Михаил Царев в роли Фамусова

Первая версия представлена публике в 1952 году. Это спектакль Малого театра СССР в постановке Сергея Алексеева и Виталия Войтецкого. Роль Павла Фамусова в нем досталась Павлу Зубову.

Вторая телепостановка продемонстрирована зрителям в 1977 году модернизированным Государственным академическим Малым театром. Режиссерами выступили Владимир Иванов и Михаил Царев. В образе Фамусова на экране предстал сам Михаил Царев.

Цитаты

Произведения классической драмы характерны тем, что о героях многое понятно по их собственным репликами. Фразы Фамусова характеризуют его взгляды и мировоззрение. Герой против ориентирования на заграничные манеры и иностранцев, но, следуя традициям, принимает во внимание необходимость обучения детей у гостей из заграницы. Хотя он называл французов «побродягами», но, соблюдая этикет, уверял:

«Мать умерла: умел я принанять
В мадам Розье вторую мать».

Чувства – малозначимая материя для героя. Он не лучшего мнения о любви, и это видно в цитатах, которые автор вложил в уста персонажа. Подбирая пассию дочери, он руководствуется выгодой:

«Вкус, батюшка, отменная манера;
На все свои законы есть:
Вот, например, у нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь;
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, –
Тот и жених».

В попытках переубедить дочь обратить внимание на более выгодного жениха, он убеждает дочь:

« Ах! Матушка, не довершай удара!
Кто беден, тот тебе не пара».

Исчерпывающее описание отношения Фамусова к образованию, а значит, и к просвещению кроется в словах:

«Уж коли зло пресечь:
Собрать все книги бы да сжечь».