Серый волк

Seriy Volk
О персонаже
Страна
Россия
Создатель
Фольклор
Деятельность
сказочный персонаж, волк

История персонажа

Серый волк — известный персонаж в славянском фольклоре. В русских народных сказках чаще предстает глупым и излишне доверчивым. В отдельных произведениях примеряет амплуа опасного противника. Но большую популярность получил в образе верного друга и защитника.

Образ серого волка в сказках

Неоднозначность изображения этого персонажа у славян связана с тем, что у народа сложилось двусмысленное отношение к этому животному. В результате в сказках зверь стал собирательным образом, который проявляет в своем характере как силу, так и глупость.

Главная мысль включения зверя в предания связана с поучительной функцией, гласящей, что физическая сила только тогда играет роль, когда сопряжена с мудростью. Поэтому Лиса безнаказанно издевается над лесным разбойником, пользуясь простодушием и несообразительностью хвостатого. В таких сказках серый обитатель леса вызывает сопереживание.

Другой же образ примеряет на себя зверь, помогая Ивану-царевичу. Здесь, напротив, герой становится советчиком, проявляя мудрость и смекалку. Правда, такое амплуа в славянском фольклоре встречается нечасто. И не совсем понятно, как опасному хищнику народ приписал такие качества, как глупость.

И все же в народных сказках этот персонаж выступает угрозой. Стоит вспомнить такие произведения, как «Волк и три поросенка» или «Волк и семеро козлят». Смертельная опасность для беззащитных животных оборачивается фиаско хищника, поскольку его удается обхитрить.

Более того, кара всегда настигает антигероя, даже если он достигает желаемого. Например, в Красной Шапочке разбойник обманул главную героиню. Съев внучку и бабушку, он опрометчиво остался на «месте преступления», благодаря чему стал добычей охотников.

Неудачи санитара леса обусловили появление присказки: «Серый волк — зубами щелк». Так же как и Зайчик-побегайчик, Мишка косолапый, такое определение к хищнику появилось потому, что он не в состоянии найти пропитание или догнать жертву, а его пасть звонко щелкает, захватывая лишь воздух.

Таким образом, характеристика героя отождествляется с поговоркой: «Сила есть — ума не надо». В повествованиях он примеряет на себя роль как положительного, так и отрицательного персонажа. Но в любом случае сказки с ним несут в себе поучительную функцию.

Серый волк в мультфильмах и фильмах

Образ «лютого» жителя леса неоднократно использовался в советской мультипликации. Одним из первых мультфильмов стал «Дед Мороз и серый волк» 1937 года. Сначала серый хитрец хотел испортить Новый год. Но потом перевоспитался и даже сам принес елку на праздник.

Шанс на исправление персонаж получил и в ремейке Витольда Бордзиловского 1978 года, где похитителя зайчат озвучил Анатолий Папанов. Это актер продолжил дружбу с лесным хищником в культовом мультсериале «Ну, погоди». Противостояние двух персонажей смотрели с удовольствием зрители всех возрастов, а вечные неудачи главного героя вызывали сочувствие.

Амплуа импозантного разбойника примерил серый хвостище в кино «Мама» 1977 года, отснятым объединенными усилиями студий СССР, Франции и Румынии. Сюжет фильма напоминает сказку «Волк и семеро козлят». А дуэт артистов Михаила Боярского и Людмилы Гурченко был отмечен самыми восторженными отзывами критиков.

Лесной хищник в качестве верного друга появился на российских экранах в 2011 году. Цикл мультфильмов киностудий «Мельница» и «СТВ» о трех богатырях разбавился сериями об Иване-царевиче и Сером волке.

Зрители встретились и с другими яркими персонажами русских народных сказок: Василисой, Кощеем Бессмертным и Бабой Ягой. В этом проекте клыкастый герой, согласно традиции, вновь становится советчиком Вани, помогая тому выполнить опасное задание короля Тридевятого царства.

Помощник Ивана ходит на двух лапах так же свободно, как и на четырех, являясь при этом не только антропоморфным персонажем, но и умным и сообразительным героем. Ему же принадлежит и закадровый голос, поэтому зрители знакомятся со сказочным сюжетом через призму волчьего отношения.

Успех проекта был ожидаем. Яркие картинки, своеобразная интерпретация сказок детства, современная музыка и искрометные цитаты героев стали уже визитной карточкой киностудии «Мельница». Сиквелы выходили в прокат перед либо сразу после Нового года в 2013, 2016 и 2019 годах, собирая в кинотеатрах целые семьи.

Серый волк в культуре

Пожалуй, вершиной волшебных произведений изобразительного искусства стала картина русского художника Виктора Васнецова. На полотне изображен фрагмент из народной сказки об Иване Царевиче и Елене Прекрасной, скачущих в дремучем лесу.

Серый зверь Васнецова вызвал интерес у зрителя. Человеческий взгляд животного не воплощает ничего кровожадного или дикого. Исследователи искусства высказывают мнение, что здесь хищник предстает в образе оборотня или же, как называли его издревле славяне, волколаком. Преданность Ивану Царевичу, готовность служить верой и правдой — одна из самых ярких черт этого героя в сказке — чувствуется и в работе автора.

Описание характера хищника в культуре русского народа нашло отражение в устном творчестве и в виде поговорок и пословиц. Самая известная из них: «Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит». В ней заключается объективная трактовка характера этого животного. Этот, несомненно, свободолюбивый персонаж, никогда не был и не будет приручен человеком.

Хищник ассоциируется с агрессией и жестокостью. В народе прижился эпитет в отношении персонажа «одинокий», которое мало соотносится с действительностью. На самом деле эти животные предпочитают охотиться среди сородичей, а чувство стаи у них развито довольно сильно.

С принятием христианства славяне стали ассоциировать многих персонажей с чертями. Волк же, как главный санитар леса, стал охотиться за ними. Есть предание, что хищник изначально был слеплен чертом, но оживил его Бог.

Любопытна трактовка сказки про семерых козлят. В ней хищник олицетворяет первопредка, который борется с семью смертными грехами. Кузнец, который подковал его голос, — это сам Бог. А спасшийся козленок — гордыня, самый труднопобедимый грех.

Известно, что целые народы носили на знаменах изображение животного и называли себя волками, подчеркивая свою схожесть со способностями смертельно опасного животного. Отголоски этого ощущаются и сегодня — в спортивной и военной символике. Зверь тем самым ассоциируется не только с агрессией и жестокостью, но и с храбростью, выносливостью и свободой.

Интересные факты

  • В славянском мифологии волк «прислуживает» Георгию Победоносцу.
  • Волк и сокол в народных сказаниях становятся олицетворением темной тучи и ясного солнца соответственно.
  • В племенах, которые считали серого хищника предком, почитали его как божество. Произносить вслух имя тотемного животного было нельзя, тогда люди стали называть его «лютым».

Цитаты

Культура — это тебе не заборы строить.
Я не просто волк. Во-первых, я доверенное лицо царя. Ну, не лицо, конечно, — морда. Доверенная морда царя.
Тьфу ты! Как же тяжело дело иметь с порядочными людьми!

Фильмография

  • 1937 — «Дед Мороз и серый волк»
  • 1977 — «Мама»
  • 1978 — «Дед Мороз и серый волк»
  • 2011 — «Иван Царевич и Серый волк»
  • 2013 — «Иван Царевич и Серый волк 2»
  • 2016 —«Иван Царевич и Серый волк 3»
  • 2019 — «Иван Царевич и Серый волк 4»