Корней Чуковский: как сложились судьбы потомков детского писателя
31 марта 2022-го 140 лет со дня рождения знатока детских душ Корнея Чуковского. В семье автора появилось четверо наследников. Дети Корнея Чуковского были не обделены вниманием отца, однако волею судьбы Корней Иванович похоронил дочь и двоих сыновей и пережил жену, с которой прожил более полувека. Потомки Корнея Чуковского – в материале 24СМИ.
Сын Николай
Первенцем в семье Корнея Ивановича и его жены Марии Борисовны стал сын Николай. Наследник получил имя отца, который от рождения был Николай Корнейчуков. Детские годы Чуковского-младшего прошли в Санкт-Петербурге.
А в Куоккалу (позднее – поселок Репино) Николай приехал в восьмилетнем возрасте. Семья снимала у Анненковых дачу с мезонином. Появление первой сказки Корнея Чуковского связано с Николаем.
Летом 1916 семья возвращалась на поезде в Санкт-Петербург, и внезапно старший почувствовал себя плохо. У наследника поднялась температура, мальчик стонал и жаловался. Чуковский старался отвлечь сына от тягостного состояния и стал придумывать нелепицу о крокодиле, который курил папиросы. После этой сказки написать остальные оказалось несложно.
Судьба сына Чуковского была предопределена. Юноша быстро раскрыл литературный талант и стал участником объединения «Звучащая раковина», которой руководил Николай Гумилев.
В 24 года молодой человек выпустил первый сборник стихов, затем последовала череда романов. Чаще Николай Чуковский работал под псевдонимом Николай Радищев. Позднее старший сын детского автора занимался переводами.
В 1939-м Николая призвали воевать в Советско-финскую войну. А уже во время ВОВ Чуковский был корреспондентом в газете «Красный Балтийский флот». В послевоенные годы Чуковский-старший продолжил литературное творчество и написал ряд повестей.
Личная жизнь Николая также сложилась благополучно. В браке с Мариной Николаевной у писателя появилось трое детей: Наталья (Тата), Николай (Гулька) и Дмитрий.
На 62-м году жизни Николай Чуковский умер во сне. Причина смерти не уточнялась. Потеря сына стала ударом для детского автора.
Дочь Лидия
Единственной наследницей Корнея Ивановича, которая пережила отца, стала Лидия Чуковская. Литературный талант у дочери появился с детских лет. Лидия оказалась постоянным источником гордости для отца.
Корней Иванович отмечал, что уже в 15 лет наследница могла редактировать тексты профессиональных переводчиков и придерживалась такого распорядка дня, чтобы не было бесполезных минут.
Терзаний с выбором профессии девушка не испытывала и с легкостью поступила на литературоведческое отделение. Однако в 19 лет дочь попала в неприятную историю.
Подруга напечатала на пишущей машинке Лидии антисоветскую листовку, и наследницу Чуковского сослали в Саратов. Подругу подставлять девушка не стала, так же как и сотрудничать с органами госбезопасности. Приговор привели в исполнение. Только благодаря усилиям отца вместо 3 лет дочь отсидела 11 месяцев и вернулась домой.
После окончания учебы Лидия вышла замуж за Цезаря Вольпе. В семье родилась дочь Елена. Вскоре супруги расстались. Вторым мужем старшей дочери Чуковского стал физик Матвей Бронштейн. Спустя два года супруга арестовали, и больше с Лидией они не виделись. О судьбе зятя Корней Иванович узнал спустя два года. Выяснилось, что мужа дочери расстреляли.
Трагедия в личной жизни отразилась на дальнейшем творчестве наследницы. В 1940-м писательница завершает повесть «Софья Петровна», посвященную матери, пережившей арест сына и лишившейся рассудка от пережитых событий. Спустя 25 лет книгу опубликовали во Франции и только в 1988-м – на родине.
За поддержку опальных авторов женщину исключили из союза писателей и запретили публиковать труды автора. Восстановили Лидию Корнеевну в 1989-м.
Дочь детского автора Лидия Чуковская скончалась на 89-м году жизни в 1996-м. Писательницу похоронили рядом с отцом в Переделкино.
Сын Борис
А вот судьба младшего сына Корнея Ивановича сложилась драматично. Борис Чуковский-Гольдфельд получил двойную фамилию отца и матери. Склонность к литературе у молодого человека также проявилась в детские годы, но наследник тяготел к техническим наукам. После школы Борис выбрал профессию инженера-гидротехника.
Борис женился в середине 30-х. Вскоре появился сын Евгений. Невестка не прижилась в звездной семье. Супруги развелись, и внук поэта остался с отцом. После второго брака Борис с новой женой и сыном переехал к родителям.
В 1941-м дети Корнея Чуковского, Борис и Николай, ушли на фронт. Борис попал в ополчение добровольцем и пропал без вести. Лишь в 1943-м родители узнали о гибели наследника. Воспитанием внука Евгения занялись бабушка и дедушка.
Мария Чуковская
Четвертым ребенком в семье Чуковского стала дочь Мария, появившаяся на свет, когда писателю исполнилось 38 лет. Разница между старшим и младшим ребенком составила 16 лет.
Необычайно яркая и сообразительная девочка получила в доме прозвище «Мурочка». Старшие даже не пытались конкурировать с любимицей отца за внимание. Младшенькая оказалась во многом похоже на детского писателя даже в таких мелочах, как плохой сон по ночам.
В годы взросления младшей дочери появились «Муха-Цокотуха», «Телефон», «Бармалей» и «Айболит».
Уже в семь лет девочка стала писать стихи. Когда наследнице исполнилось девять лет, у нее обнаружили костный туберкулез, который на тот период не лечился.
Ребенок испытывал дикие боли в костях, ноги гипсовали, но облегчения процедура не приносила, а под повязками образовывались свищи.
Чуковскому удалось выбить для дочери место в санатории Крыма, где использовали методы закаливания. Однако болезнь оказалась запущенной.
Два года Мура провела в закрытой больнице, куда не пускали родителей. Чтобы видеться с дочерью, отец устроился журналистом и стал писать очерки о санатории и роли коллектива в выздоровлении детей. Это позволяло видеться с Мурой.
В финале болезни дочери ампутировали ногу и один глаз. Ребенок страдал. Чуковские забрали девочку домой. Отец читал наследнице, чтобы она не чувствовала боли. В один из дней Мура стала рассказывать отцу свой сон и остановилась на полуслове. Отец сам уложил наследницу в гроб и похоронил.
После смерти Мурочки в творческой биографии Чуковского появилось два не очень удачных, по мнению критиков, произведения «Бибигон» и «Одолеем Бармалея!».
«Детский писатель должен быть счастлив», – скажет позже Корней Иванович. После смерти наследницы ему хватило сил не замкнуться в себе и сосредоточиться на общении с другими детьми. Младшая так и осталась для отца ребенком, которому надо рассказывать сказки. Поэт не смирился с потерей.
Внучка Наталья
Дочь Николая Чуковского Наталья, или Таточка, как ее ласково звали в семье, с детства интересовалась естественными науками и мечтала о профессии врача. Имя Таты часто фигурирует в произведениях поэта. О том, что полное имя – Наталья, внучка узнала, когда пошла в школу.
После получения профессии окончила аспирантуру в институте микробиологии. Внучка детского автора оказалась благодарна деду за то, что тот следил за чтением и всегда охотно принимал в доме наследницу с подругами. Позднее девушка читала деду, всю жизнь страдавшему от бессонницы, книги на ночь.
После замужества Наталья сменила фамилию, дабы избежать подозрений в протекции деда. Хотя дети и внуки Корнея Чуковского воспитывались в самостоятельности.
У Натальи трое детей. Потомки Мария, Юрий и Борис выбрали судьбу, не связанную с творчеством.
Внучка Елена
Дочь Лидии Елена Чуковская, которую ласково звали Люшей, поступила в МГУ, на химический факультет. Внучка помогала деду работать над альманахом «Чукоккала». В дальнейшем добилась издания произведения звездного предка и открытия дома-музея в Переделкине.
О личной жизни внучки поэта неизвестно. А вот о диссидентских взглядах говорили много. Елена Цезаревна поддерживала Александра Солженицына, печатала воспоминания о Пастернаке. Елена также опубликовал рукописи матери и переписку деда с родительницей.
Скончалась 3 января 2015-го. Похоронена рядом с матерью, бабушкой и дедом.
Внук Евгений
Сын Бориса Евгений в четырехлетнем возрасте после смерти отца остался с дедушкой и бабушкой, которые занимались воспитанием внука. Дед учил наследника грамоте по своей методике и превращал нудные уроки в увлекательную игру и заставлял учить английский язык.
Потомок не отличался успехами в учебе, да и к чтению был равнодушен, что в глазах деда было непростительно. Иногда Корней Иванович становился бескомпромиссным и заставлял учить список английских слов, за что наследник был позднее благодарен. Также благодаря усилиям деда Евгений выучил пушкинского «Онегина».
В отличие от детей Корнея Чуковского, внук выбрал ВГИК, чем расстроил деда. Евгений Борисович отработал всю жизнь оператором на телевидении. В последние годы занимал должность в редакции программы «Вести».