Тема природы в творчестве Константина Паустовского
В русской литературе XX века Константин Паустовский оказался писателем со сложным и многогранным восприятием окружающего мира. Вдохновение автор искал в народном опыте, а для передачи красоты использовал образность и волшебство родной речи.
Природа в творчестве Паустовского – в материале 24СМИ.
Роль темы природы в творчестве Паустовского
Творческая жизнь Константина Паустовского началась с желания все видеть и путешествовать. Как выяснилось, писатель оказался благодарным слушателем и художником слова. Талант автора помог читателю перенестись в красивейшие уголки страны. Сюжетом произведений могли послужить любые проявления жизни флоры и фауны. Силы прозаика оказались направлены на то, чтобы найти необычное в повседневном.
В очерке «Язык и природа» автор показал, как важно чувствовать то, о чем пишешь. Только тогда создаются яркие и живые образы для читателя. Мастер слова был внимателен к деталям и придерживался неукоснительной достоверности происходящих изменений живой природы.
Константин Паустовский в работе над произведениями использовал каждую клеточку души. При описании родной природы были задействованы все пять чувств, которые создавали художественные детали живого и неповторимого образа. Даже простой дождь глазами автора мог оказаться спорым, грибным, ливневым, слепым, серебристым и т. д. При этом капли крапали, шептали и звенели.
В своих формулировках автор опирался на опыт. Константин Георгиевич был убежден, что нельзя писать книги, если нет представления о том, как растет трава на болоте, чем отличаются листья березы и осины и какие ветры приносят дожди и засуху. Прозаик считал, что у коллег, руки должны быть не только в мозолях от пера, но и потрескавшимися от речной воды.
К слову, этого принципа автор придерживался неукоснительно. Особенностью творчества Паустовского стал географический подход. Константин Георгиевич видел Кольский полуостров, был на Кавказе, Волге, в Средней Азии, Сибири, Крыму и во многих других местах страны. Отголоски этих поездок прослеживались в творчестве автора. Но наиболее воспета была средняя полоса России в повести «Мещерская сторона».
Естественная среда в творчестве Паустовского оказалась неразрывно связана с формированием гармоничного человека. Счастье в глазах литератора виделось через призму таких ценностей, как любовь к природе и единство с миром. В произведениях автор также затрагивал вопросы морали, делился народной мудростью. Писатель был уверен, что литература способна разбудить в человеке добрые стороны души.
Образ природы в творчестве Паустовского
Тема природы в творчестве Паустовского началась с «крымских» рассказов. В 20-е годы было заметно тяготение к экзотическому пейзажу с экспрессией и буйством красок.
В дальнейшем описание природы в творчестве Паустовского подчинялось конкретной цели за счет цветовых эпитетов. Например, оттенок морской глади в произведениях мог оказаться от светло-зеленого до темно-синего с переходом в цвет хризолита и малахита.
С 30-х появились идеи, заставившие современников задуматься о защите родного края. Литератор оказался первопроходцем, развившим мысль о восприятии русской природы как неоценимым даре, который требует бережного обращения.
В дальнейшем Паустовский создавал пейзажи, которые становились героем повествования. Детали окружающего мира также раскрывали чувства, формировали образ персонажа, показывали время и место действия, где разворачивался сюжет. В творчестве автор использовал описание, которое предсказывало дальнейшее развитие событий произведения («Кофейная гавань»).
А в рассказе «Потерянный день» пейзаж оказался обогащен зрительными впечатлениями и ароматами. Капли дождя у автора пахли горечью чабреца, а горизонт раздвинулся в ночной мгле и захватывал горы и степи. Становилось понятно, что образ природы – это не фон действия, а самостоятельный очеловеченный персонаж сюжета с психологическим состоянием, чувствами и мыслями.
В итоге читатель видел динамичную картину с необыкновенным богатством природы, а художественной особенностью прозы Паустовского стали лиризм, мелодичность фраз, легкость и философская глубина повествования.
Выбор выразительных средств
Автор начинал путь с подражательных стихов. Затем появились первые очерки, роман «Романтика». Однако самыми популярными жанрами в творческой биографии оказались повести и рассказы.
В прозе Паустовский использовал понятный язык, передающий красоту явлений и красок русской природы. В описании автор изображал оттенки, полутона, ароматы, звуки. Так, например, земляника могла пахнуть нагретыми пнями, вода – ворчать, а море – бормотать во сне.
Константин Паустовский оказался мастером слова, который вставлял в произведения различные речевые приемы для описания мира природы. Автор также использовал средства выразительности, среди которых популярными оказались эпитеты, сравнения, яркая образность.
Наиболее заметно эти выразительные средства прослеживались в популярном сборнике «Мещерская сторона». Среди цитат часто вспоминают фразу из произведения: «Пахнет дождем – нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек».
Леса в рассказах напоминали автору кафедральные соборы, вода в реке могла блестеть как черное стекло, а горы были похожи на глыбу старинного серебра. Эти литературные приемы позволяли разглядеть в творчестве Паустовского поэзию прозы.
Константин Паустовский в повествовании придерживался объективности. Автор не высказывал собственное мнение и лишь давал описание явлениям.
Отдельного внимания достойны слова, раскрывающие цветоощущение. При анализе образа природы в творчестве Паустовского также заметили склонность к полутонам: «серенькое небо», «коричнево-черная земля».
Романтическая направленность повествования поддерживалась точными емкими описаниями. Цветовые эпитеты временами уходили в экспрессию, и на страницах книг появлялись оранжевые ветра и снежная музыка.
К слову, автор оказался оригинален в смысловых характеристиках: «в синих прохладных туманах», «в багровой зловещей мгле», «черные облака». Еще одним излюбленным приемом литератора оказались метафоры: «океан огней», «крыло шторма».
В произведениях Паустовского появляется неповторимая пейзажная живопись, которая создавалась мелодикой слов и с помощью синтаксиса, например, однородных членов. Описания оказывались настолько достоверны, что порой читатель забывал, что рассматривал словесную, а не живописную картину.
Страстная любовь к родному краю заставляла автора находить точные слова, которые помогали видеть окружающую красоту свежим взглядом. Отношение к природе в творчестве Паустовского показано с поразительной точностью каждого запаха и оттенка. Благодаря таким выразительным средствам речи Константин Георгиевич оказался одним из величайших писателей русской литературы с уникальным стилем.