История любви Николая Рериха и его жены Елены
Николай Рерих стал известен как сценограф, мыслитель, художник, писатель и путешественник. После себя он оставил огромное количество картин, коллекций и литературных трудов. Единственной музой знаменитости стала супруга Елена, которая была не только его спутницей жизни, матерью двоих детей, но и соавтором многих произведений, настоящей поддержкой и опорой на протяжении всей жизни.
Подробнее о жене Николая Рериха – в материале 24СМИ.
История знакомства
С Еленой Шапошниковой Николай Рерих впервые встретился в Бологом. Девушка приезжала в гости к тете Евдокии, чей муж Павел Путятин был известным коллекционером и археологом. Знакомство произошло в 1899-м и стало началом яркой истории любви, а также продолжительного и плодотворного совместного жизненного пути. Спустя столетие на месте встречи пары появился «Памятник любви», на котором были написаны слова Николая Константиновича из очерка «Университет», которыми он вспоминал о радости первой встречи со своей избранницей.
Однако Елена не сразу разглядела в молодом человеке свою судьбу, с первого взгляда приняв его за землемера. Николай Рерих приехал в Бологое, чтобы получить разрешение на археологические раскопки. В разговоре выяснилось, что у пары много общего: любовь к книгам и искусству, увлечение иностранными языками, мечты о дальних путешествиях. Елена и Николай были вынуждены расстаться, Рерих стал писать письма возлюбленной и с нетерпением ждать новой встречи. Однако ответа он долго не получал.
Позже оказалось, что послания не доходили до адресата, так как мать девушки была против их отношений и не хотела, чтобы Елена становилась женой Николая Рериха. Родительница собиралась выдать дочь за более подходящего ей по статусу человека, но наследница сумела отстоять свою позицию. Влюбленные продолжали поддерживать связь в переписке, мечтали о свадьбе. Рерих был вынужден уехать в Германию, расставание завершилось ссорой. Но Николай продолжал писать письма Елене из-за границы с признаниями в любви, говорил, что мечтает только быть с ней рядом. Девушка на протяжении нескольких месяцев хранила молчание, но в итоге прислала развернутый и чувственный ответ, означавший, что прощение было получено.
Свадьба и семейная жизнь
Несмотря на протесты и запреты родственников, роман развивался, а Елена и Николай все же в итоге поженились. В 1901 году пара обвенчалась. Обряд состоялся на Васильевском острове, в церкви Императорской Академии художеств. После бракосочетания муж и жена объехали более 40 русских городов, посетили ряд древних монастырей. За годы брака, который продлился 4 десятилетия, Рерихи стали родителями двоих детей. Старший сын Юрий появился на свет в августе 1902-го и впоследствии добился успеха как выдающийся ученый-востоковед.
В октябре 1904-го родился младший наследник Рерихов, Святослав, который прославился как художник, мыслитель и общественный деятель. Их детство прошло в Петербурге. Юрий с дошкольного возраста увлекался изучением истории Древнего Египта, а повзрослев, поступил учиться в Гарвардский университет. Его младший брат Святослав с ранних лет больше любил наблюдать за работой родителя, увлекся живописью, а в 1919-м стал студентом Королевской академии искусств в Лондоне.
В 1906-м карьера Николая Константиновича двинулась в гору, семья художника получила квартиру. Воспитанием сыновей преимущественно занималась Елена Ивановна, так как Рерих был занят работой, а личная жизнь оказалась на втором плане. Мать приобщала детей к чтению книг, обучала иностранным языкам и игре на музыкальных инструментах. Также родительница водила Юрия и Святослава на концерты, театральные представления и выставки.
Каждому из наследников Елена Рерих помогала обнаружить собственные интересы и старалась сделать все возможное для развития их творческих навыков. Братья воспитывались в среде, связанной с миром искусства и регулярно встречались со знаменитыми людьми того времени. Только однажды Елена Рерих не выдержала и объявила мужу, что устала жить его интересами. На это Николай ответил согласием, предложив второй половинке заняться своим делом, отметив, что последует за ней.
В семье Елена Ивановна выступала в роли наставника и хранителя семейных устоев, что ценилось ее супругом и детьми. Женщина также участвовала в археологических экспедициях вместе с мужем, была для окружающих «светлым гением», примером неутомимой бодрости и радости: даже в тяжелых условиях она не падала духом, стойко переносила все испытания, несмотря на внешнюю хрупкость и изящество.
Рерихи оказались вдали от родной земли, когда в 1916-м отправились в Финляндию с лечебной целью. Вернуться домой после революции не вышло, поэтому семья отправилась в Англию, а в 1920-м выехала в Нью-Йорк. За океаном супруги продолжили заниматься культурно-просветительской работой: создали ряд центров и организаций, которые оказали влияние на развитие этой сферы в других странах мира и объединили массу обществ, творческих клубов и образовательных учреждений.
Любимую жену Николай Рерих называл «другиней, спутницей и вдохновительницей». Их союз был основан на сильных взаимных чувствах и общих взглядах. Супругам удавалось совместными усилиями преодолевать преграды и житейские трудности и превращать их в возможности. В своем творчестве художник называл вторую половинку «Ведущей», отмечал, что творили они вместе и потому его произведениям положено по два имени: мужское и женское. Елена была автором большинства идей и замыслов, которые воплотились в произведениях ее мужа.
Однако женщина оставалась скромной, держалась в тени знаменитого художника и даже собственные работы не подписывала настоящим именем, а использовала псевдонимы. В письмах близкому другу Елена Рерих писала, что любит простоту во всем, а «всякая напыщенность и торжественность» ей были «органически нетерпимы». После смерти мужа в 1948-м Елена Ивановна вместе с сыном Юрием переехала в Дели, а позже – в пригород Бомбея. Рерихи надеялись вернуться на родину в Россию, однако на все запросы получали отрицательные ответы. Жена Николая Рериха ушла из жизни в октябре 1955 года. Ее тело было кремировано, а на том месте установлено памятное сооружение.