Елена Рерих

Elena Rerikh
О знаменитости
Дата рождения
Возраст
76 лет
Дата смерти
5 октября 1955 г.
Семейное положение
вдова
Соцсети
    5,0 / 5 (2 голоса)

    Биография

    Елена Рерих, супруга художника и путешественника Николая Рериха, запомнилась миру как философ, специализирующийся на эзотерике, и исследователь. Ее перу принадлежат серия книг об учении Живой этики, или Агни-Йоге, трактат «Основы буддизма», перевод «Тайной доктрины, синтеза науки, религии и философии» Елены Блаватской и писем Махатм. Благодаря труду Елены Рерих в России начало развиваться движение нью-эйджа.

    Детство и юность

    Рерих, в девичестве Елена Ивановна Шапошникова, родилась 12 февраля 1879 года в имперском Санкт-Петербурге в семье академика архитектуры Ивана Ивановича и Екатерины Васильевны. По материнской линии девочка принадлежала старинному роду Голенищевых-Кутузовых, представителем которой является полководец Михаил Илларионович, главнокомандующий русской армии во время Отечественной войны 1812 года.

    Окружение родителей Елены Ивановны составляли писатели, музыканты, художники. Под их влиянием девочка рано увлеклась философской литературой и религией, научилась играть на фортепиано и рисовать.

    Всесторонние знания помогли Шапошниковой в 1895 году с отличием окончить Мариинскую женскую гимназию и поступить в Санкт-Петербургскую музыкальную частную школу. Затем девушка собралась в консерваторию, но родители не позволили: тогда в студенческой среде гуляли революционные настроения, и они, люди высшего класса, боялись, что дочь «заразится».

    Кто знает, как сложилась бы биография Елены Шапошниковой, которую родители старательно прятали под крылом, если бы не встреча с художником и археологом Николаем Константиновичем Рерихом в 1899 году.

    Личная жизнь

    Елена и Николай познакомились в Бологом Новгородской губернии, где Шапошникова с матерью отдыхали летом. В 2001 году на месте встречи влюбленных воздвигли «Памятник любви» — камень, на котором установлена табличка со словами Рериха:

    «...в Бологом, в имении князя П. А. Путянина, я встретил Ладу, спутницу и вдохновительницу. Радость!».

    Молодые люди полюбили друг друга — за живость ума, творческую жилу, тягу к приключениям. Несмотря на запреты родителей Шапошниковой, в 1901 году девушка стала женой Николая Рериха. Венчание состоялось в церкви Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге.

    Памятник Елене Рерих и Николаю Рериху в Москве
    Памятник Елене Рерих и Николаю Рериху в Москве / Международный Центр Рерихов

    Елена Рерих — мать двоих детей: в августе 1902 года родился Юрий, в октябре 1904-го — Святослав. Старший сын пошел по стопам матери, став ученым-востоковедом, исследователем учения Агни-Йоги, а младший — по стопам отца, покорив холст красочными пейзажами и чувственными портретами.

    Как и сама Елена Ивановна, мальчики росли в окружении «сливок общества»: в доме Рерихов часто бывали Михаил Врубель, Архип Куинджи, Валентин Серов, Игорь Стравинский, Александр Блок.

    Философские взгляды и творчество

    Недаром говорят: муж и жена — одна сатана. Личную жизнь Елены и Николая Рерихов эта присказка описывала максимально точно. Супруги вместе создавали шедевры — на некоторых картинах Николая Константиновича указано двойное авторство, путешествовали, воспитывали сыновей. Поэтому, когда в 1903 году Рерих отправился в поездку по России в поисках национального колорита, Елена Ивановна не осталась в стороне.

    Пока муж занимался раскопками, Рерих изучала местную архитектуру и роспись, обучалась искусству реставрации. Навык со временем пришелся кстати — в поездках Рерихи собирали уникальные предметы старины, которые требовали восстановления. Их коллекция насчитывала более 300 предметов искусства и быта. Сегодня она хранится в Эрмитаже.

    В 1916 году здоровье Николая Рериха заставило семью переехать в Финляндию. Спустя 2 года эта страна объявила о независимости и опустила «железный занавес». Россия оказалась закрыта. Не в силах вернуться домой, Елена Ивановна с супругом и детьми переехали в Англию.

    В Лондоне Рерих сблизилась с Теософским обществом, которое основала Елена Блаватская. В ее труде «Тайная доктрина, синтез науки, религии и философии» объясняется, что цель общества состоит в исследовании различных религий, философий и наук в сравнении. В июле 1920 года Елена и Николай Рерихи официально вступили в ряды организации.

    Главный труд Елены Рерих, который отвечал задачам Теософского общества — книги об учении Агни-йоги, или Живой этики. Сборник состоит из расшифровок спиритических сеансов, которые Рерихи проводили с 1900 года.

    Цель сеансов заключалась в общении с «Учителем Мудрости» Махатмой Мории. Сведения, полученные в «разговорах», фиксировались методом «автоматического письма», то есть бессознательно, в состоянии гипноза. Этим навыком обладали Николай и Юрий Рерихи, а Елена Ивановна якобы владела даром ясновидения. Согласно дневникам Елены Рерих, первый «разговор» с Махатмой состоялся в 1920 году и длился на протяжении 20 лет. В результате появились 14 книг Агни-йоги.

    По сути «Живая этика» — это религиозное учение. Как христианство основано на вере в Бога, центр притяжения Агни-йоги — Агни, то есть духовный огонь, благодаря которому появилась Вселенная. Она, согласно учению, состоит из 4 уровней: человеческий земной мир, потусторонний тонкий мир и его усовершенствованная форма огненный мир, а также высшие сферы, которые человек может познать лишь на высшем уровне развития.

    Последователи Агни-йоги верят в реинкарнацию: человеку даруется вечная жизнь в разных телах, чтобы тот смог достичь «высших сфер». Важнейшим законом учения считается карма. В годы активного распространения Агни-йоги Русская православная церковь выступила с заявлением, что учение Елены Рерих наравне с мыслями Елены Блаватской несовместимы с христианством. Их последователи отлучают себя от Бога.

    В апреле 1925 года Елена Ивановна взялась за перевод «Писем Махатм», которые посвящены истории основания Теософского общества. Так родилась новая книга «Чаша Востока», выпущенная в том же году под псевдонимом Искандер Ханум. В 1926 году Елена Рерих в книге «Основы буддизма» изложила суть фундаментальных понятий учения Будды.

    Свои философские идеи писательница активно продвигала в переписке с деятелями искусства и политики, учеными, последователями — более чем с 140 корреспондентами. Она раскрывала суть космизма, Живой этики, говорила о сложнейших философских и научных проблемах. Полное собрание сочинений писем вышло в 1940 году в двухтомнике «Письма Елены Рерих».

    К слову, именно из этого сборника известно о личной философии Рерих, которая основана на «трех ключах» — любви, красоте и знании. В одном из писем писательница дает советы, как заполучить эти «три ключа»: не врать, быть чистым, мыслить позитивно и так далее.

    Экспедиции

    Рерихи неустанно исследовали мир. В 1920 году семья оказалась в США, куда Николая Константиновича пригласили представить свое творчество. В ожидании Елена Ивановна времени не теряла — она открыла музей супруга, организовала несколько художественных центров.

    В декабре 1923 года Елена, Николай и Юрий Рерихи отправились в Индию — как оказалось позже, их духовную обитель. Цели экспедиции объясняются цитатами из дневников участников похода: «ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев», «создание живописной панорамы земель и народов Внутренней Азии», «сбор этнографического и лингвистического материала, характеризующего древние культуры региона».

    Впрочем, имеются и иные версии назначения экспедиции — от выполнения миссии Объединенного государственного политического управления при СНК СССР до поиска Шамбалы, мифической страны в Тибете.

    Маршрут движения Рерихов пролегал по Индии, Китаю, Алтайскому краю России, Монголии и Тибету. Судя по записям в дневнике Николая Рериха, поход был непростым, приходилось голодать и мерзнуть, но Елена Ивановна подавала мужчинам «пример бодрости. Чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее она была».

    Елена Рерих во время Центрально-Азиатской экспедиции
    Елена Рерих во время Центрально-Азиатской экспедиции / Международный Центр Рерихов

    В результате 4-летнего похода семья нанесла на карты мира новые географические точки, собрала десятки редчайших манускриптов и лингвистических материалов. После официального завершения экспедиции Рерихи остались в Индии и основали Институт гималайских исследований «Урусвати», главная цель которого состояла в исследовании районов Азии. Елене Ивановне отводилась роль знатока в области религии Востока.

    Рерихи так беспокоились о культуре мира, что составили Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Елена Ивановна направила все усилия на привлечение сторонников. В итоге в 1935 году под договором подписались главы 22 стран.

    Смерть

    До последних дней Елена Рерих считала своим домом Россию и имела российское гражданство. После смерти Николая Константиновича в январе 1948 года женщина с сыном хотели вернуться, но им отказали в визах.

    5 октября 1955 года Елена Рерих умерла в индийском городе Калимпонг. Причина смерти естественная — писательнице исполнилось 76 лет. На месте ее кремации воздвигнуто традиционное буддистское сооружение — ступа. На фото с этого места можно увидеть табличку:

    «Елена Рерих, жена Николая Рериха, мыслитель и литератор, давний друг Индии».

    Философ-востоковед ушла из жизни, но память о ней и ее супруге осталась жива. В 2001 году в Москве организовали Благотворительный фонд им. Елены Рерих, который финансирует труды, направленные на популяризацию наследия Рерихов, развитие мировой культуры.

    Цитаты

    «Злой человек, упрекающий добродетельного, подобен человеку, который смотрит вверх и плюет в небо; плевок не осквернит небо, но, падая обратно, запятнает его самого».
    «Не существует места на земле, или на небе, или под водою, также нет такого в недрах гор, где бы злое действие не принесло страдания породившему его».
    «Любовь может создавать миры».
    «Благословенны препятствия, ибо ими растем».

    Библиография

    Учение «Живой Этики»:

    • 1924 — «Листы сада Мории. Зов»
    • 1925 — «Листы сада Мории. Озарение»
    • 1926 — «Община»
    • 1929 — «Агни Йога»
    • 1930 — «Беспредельность».
    • 1931 — «Иерархия»
    • 1932 — «Сердце»
    • 1933-1935 — «Мир Огненный»
    • 1936 — «Аум»
    • 1937 — «Братство»
    • 1938 — «Надземное»

    Отдельные издания:

    • 1925 — «Чаша Востока»
    • 1926 — «Основы буддизма»
    • 1940 — «Письма Елены Рерих»