Как в СССР распределяли выпускников: кому доставались лучшие места — плюсы и минусы системы
Получил диплом — получи работу.

В СССР каждому выпускнику колледжа или вуза находили работу еще до получения диплома. Вчерашний студент не беспокоился, что после учебы останется без дохода и перспектив. В Союзе отлаженно работал принцип: каждый гражданин должен работать и вносить вклад в экономику.
На первый взгляд все выглядит воодушевляюще. Но и тут не обошлось без серьезных нюансов. Как в СССР проходило трудовое распределение – в материале 24СМИ.
В России судьбу выпускников начали определять еще в царские времена. С XIX века такая практика действовала в Императорском училище правоведения в Санкт-Петербурге. СССР перенял эту традицию и сделал массовой в 1933 году.
Государство само решало, кто и куда отправится получать первый трудовой опыт. Вопрос рассматривался на уровне учебных заведений ближе к концу срока обучения. Изначально закон обязывал вчерашнего студента отработать пять лет. Позже срок сократили до трех. За отказ отрабатывать грозил суд, но таких случаев было мало.
Цель заключалась в рациональном использовании трудовых ресурсов государства. Власти следили за балансом, чтобы не получалось ситуаций, когда одни регионы страдают от дефицита рабочих рук, а в других на одну должность пять кандидатов.
Создавались специальные комиссии по трудовому распределению, которые и решали судьбу выпускников. Первым делом смотрели личное дело студента: успеваемость, характеристика, личные достижения. Иногда мечты о завидной должности рушились из-за того, что в семье выпускника находили контрреволюционера или закоренелого уголовника.
Некоторые предприятия направляли своего «купца» в учебное заведение для поиска одаренных студентов. Отличники были в самом выгодном положении. Им давался шанс выбрать место будущей работы. Тогда сразу было понятно, что за должность, какие перспективы и, конечно, решался жилищный вопрос.
У «середнячков» и студентов, которых только чудом не отчислили, выбор был невелик. Куда пошлют – туда и поедешь. Впрочем, были способы «откосить». Одни использовали блат. Девушки, например, могли выйти замуж за специалиста, который срочно нужен в Москве или другом крупном городе. Третьих спасала прописка, но не всегда. Еще студенты брали запрос в своем родном городе и возвращались в условный Краснодар, а не уезжали на три года в республику Средней Азии или на Дальний Восток.
Система распределения выпускников оставила неоднозначные оценки. Для одних это был подарок. Для других – наказание. Тот же москвич или ленинградец с горечью покидал город и ехал в сибирскую деревушку. И дело не только в том, что предстояло работать три года вдали от цивилизации. Терялась прописка, которую впоследствии восстановить было не так легко.
Иногда система несправедливо поступала с отличниками, которые вместо престижного предприятия отправлялись поднимать колхоз. Одних не устраивала зарплата, другим сулили достойные деньги, но требовалось ехать за сотни или тысячи километров от дома. Были «середнячки», которым везло остаться в городе и получать зарплату выше среднего.
Молодежь отправляли за тридевять земель, но на произвол судьбы не бросали. Давали временное жилье и наделяли привилегиями в очереди на свою квартиру. Уволить молодого специалиста нельзя было. К концу отработки у человека за плечами трехлетний стаж, с которым можно было идти на все четыре стороны, если, конечно, за это время он не успевал пустить корни на новом месте, что не было редкостью. Некоторые к концу отработки уже ждали рождения второго ребенка, поэтому о переезде не думали, и так условный уроженец Минска или Брянска на всю жизнь оставался в Свердловской области или в Ташкенте.
У такой практики были и плюсы, и минусы. Но сегодня о тех временах некоторые люди вспоминают с ностальгией. Даже те, кому не повезло с отработкой. В первую очередь это связано с воспоминаниями об ушедшей молодости. «Мы познавали себя, сверяли свои желания и возможности, а зачастую и устраивали свою судьбу», – делится мыслями современник той эпохи.
Вдвойне приятно вспоминать о тех временах, когда получилось удачно устроиться. «Я, как отличник, распределялся одним из первых в 1987 году. Попал туда, куда хотел (в Ростов). Получил сразу 180 рублей плюс командировочные. В 1988 году один раз получил больше всех на предприятии – 700 рублей», – вспоминает другой житель СССР.
Полезно знать: практика распределения выпускников сохранилась в Белоруссии, но она касается только тех, кто учился на бюджете.