От карканья до поэзии далеко: стало известно, что мешает животным заговорить
Вопрос о том, почему сложная человеческая речь не встречается у других видов, остается загадкой науки о разуме. Несмотря на обилие звуков и сигналов в животном мире, ни одно существо не овладело столь же насыщенной и структурированной системой общения, как наша, отмечает портал The Conversation.

Обезьяны и намеки на язык
Исследования последних 20 лет искали сходства между людьми и животными, особенно приматами. Работы о шимпанзе и бонобо предположили, что их звуковые сигналы способны демонстрировать композициональность. Эта черта человеческого языка означает комбинирование элементов (слов) в новые выражения, где смысл единого зависит от частей и их порядка.
Теоретически это помогает создавать бесконечное число сообщений. Если бы приматы владели этим, корни языка уходили бы глубже в эволюционное прошлое.
Недостающий элемент: гибкость творчества
Однако критики отмечают фундаментальное отличие. Животные не проявляют истинной продуктивности, свойственной людям. Мы не только повторяем заученные фразы, а легко и постоянно создаем новые осмысленные высказывания. Эта креативность – основа мощи языка. У животных пока не найдено свидетельств такого свободного создания новых значений.
Ключ к разгадке: что люди делают иначе
Это заставляет ученых искать когнитивные различия. Доминирующая «гипотеза последовательности» утверждает: люди уникальны в способности ясно воспринимать, запоминать и воспроизводить строгий порядок элементов – будь то события или слова.
Эксперименты с порядком
Исследования подтверждают, что животные, включая приматов, воспринимают последовательности только приблизительно. Яркий пример: бонобо за 2400 экспериментов так и не научились надежно отличать порядок «желтый-синий» от «синий-желтый» на экране. Люди же улавливают такую разницу мгновенно – подобно пониманию разного смысла фраз с переставленными словами.
Последствия для понимания «языка» животных
Теоретические модели, включая ИИ, показывают: точное восприятие последовательности помогает выявлять иерархические структуры и грамматические категории, лежащие в основе композициональности.
Если гипотеза верна, сложное поведение животных (например, жесты обезьян или песни птиц) объясняется более простыми механизмами – инстинктами или опытом, лишенными комбинаторного смысла. Отсутствие доказательств понимания строгих последовательностей у животных ставит под сомнение глубокое сходство их способов общения с человеческой речью.
Антропоморфизм (приписывание им человеческих черт) вводит в заблуждение: внешнее сходство сигналов не означает схожесть когнитивных процессов. И если животные все же способны к этому, почему десятилетия изучения «разговоров» дельфинов и китов не привели к пониманию их «языка»?
Полезно знать
У ворон удивительная память. Эти птицы способны «рассказывать» друг другу о событиях из прошлого. Например, местах, где нашли еду, или опасных людях, используя разные типы карканья.