Фукусима породила странных зверей: через 15 лет в лесах появился гибрид, который ломает правила природы
В 2011 году тысячам жителей префектуры Фукусима пришлось бросить дома из‑за аварии на АЭС. В пустых деревнях и на фермах, оставленных в спешке, распахнулись калитки. Домашние свиньи вырвались на волю и отправились в леса. Там их встретили хозяева этих мест – дикие кабаны. И так за полтора десятка лет в зоне отчуждения сформировалась устойчивая популяция гибридов, чья генетика ведет себя вопреки учебникам, пишет Popular Science.

Материнский парадокс
Японские генетики из университетов Фукусимы и Хиросаки проанализировали ДНК почти 200 гибридных особей и десятка домашних свиней. Они разделили наследственный материал: ядерный, отвечающий за смесь признаков обоих родителей, и митохондриальный – он передается строго по материнской линии.
Каков результат? Выяснилось, что гены домашних свиней исчезали из популяции с катастрофической скоростью. Уже через 5 поколений гибриды по своему «паспорту» почти не отличались от диких вепрей. Но одна черта никуда не делась – способность размножаться круглый год, а не раз в сезон, как положено кабанам. Эта особенность гибридам-потомкам подарили именно матери-свиньи.
Ошибка в прогнозах
Ученые ожидали, что быстрое воспроизводство поможет закрепить «домашние» гены в популяции. Вышло наоборот: частая смена поколений только ускорила обратное скрещивание с дикими сородичами и вымывание чужеродной ДНК. Проще говоря, природные механизмы за 15 лет «отменили» то, на что у человека ушли тысячелетия (одомашнивание и селекция свиней).
Это открытие уже сейчас помогает биологам прогнозировать демографические взрывы у инвазивных видов. Если где‑то в Европе или Америке одичавшие свиньи начнут массово скрещиваться с местными кабанами, первыми под отлов должны попадать гибриды со «свиной» митохондрией, так как именно они задают темп роста численности.
Полезно знать
Фукусимская популяция вовсе не мутировала под воздействием радиации, как пугали желтые заголовки. Исследование не нашло следов «суперспособностей», связанных с облучением. Хотя уровень цезия-137 в тканях некоторых животных превышал допустимую норму в 300 раз, на репродуктивные функции и скорость эволюции это не повлияло.
Уникальность фукусимского эксперимента еще и в том, что он оказался разовым. Новые домашние свиньи больше не попадут в зону отчуждения. Там оказались только те, кто сбежал после катастрофы. Это позволило увидеть чистый сценарий «вливания и рассасывания» чужеродных генов без постоянной подпитки.