Биография
Итальянский живописец и архитектор Джотто ди Бондоне был первым представителем эпохи Проторенессанса, зародившейся в позднем средневековье во Флоренции. Работы мастера заложили основы западного искусства и продемонстрировали новую технику изображения перспективы и пространства, подхваченную и развитую знаменитыми представителями Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем.
Детство и юность
Неизвестной остается дата его рождения, пришедшаяся на 1266 или 1267 годы. Летописец Джорджо Вазари, изучавший жизнь и произведения Джотто, утверждал, что отец художника был крестьянином из Веспиньяно, но, согласно большинству свидетельств, он занимался кузнечным ремеслом.
О детских годах ди Бондоне сложены литературные легенды, согласно которым он, будучи беззаботным пастушком, нарисовал на камне овцу и привлек внимание тосканского мастера Ченни ди Пепо, прославившегося мозаиками Пизанского собора, подписанными творческим псевдонимом Чимабуэ. Потом, оказавшись в учениках у знаменитого художника, Джотто превзошел наставника, дополнив его картину насекомым, от которого хотелось по-настоящему отмахнуться.
Подобные рассказы, включенные в «Жизнеописание» Вазари, не вызывают ощущения подлинности, и ученые, рассуждающие о биографии ди Бондоне, предпочитают вовсе опускать ее первоначальный период, но не отрицают факта, что юноша обучился живописи и к 20 годам самостоятельно выполнял серьезные заказы.
Творчество
Сведения о творчестве Джотто ди Бондоне не менее противоречивы, чем истории, связанные с обучением и становлением художественного вкуса. Наряду с десятками противоречивых фактов биографы распространили легенду о том, что однажды папа Бонифаций VIII через посланника попросил молодого художника нарисовать картину, чтобы оценить талант и способности для выполнения крупных и серьезных работ.
Около 1282 года мастер с учителем Чимабуэ и многочисленными помощниками приступил к созданию изображений, иллюстрировавших сцены из жизни святых Исаака и Иакова, и поразил всех реалистичностью фигур и игрой равномерно распределенного естественного света.
Из-за того что документы францисканских монахов, относившиеся к периоду написания фресок, были уничтожены войсками Наполеона, неизвестно, какие персонажи принадлежат кисти Чимабуэ, а какие — ди Бондоне. Анализ, проведенный экспертами в 2002 году, подтверждает, что кисти Джотто принадлежат фрески, расположенные на нижнем ярусе храма.
Еще одним творением, созданным Джотто в конце 1280-х годов, стала картина «Бадия полиптих», украшавшая главный алтарь Флорентийского аббатства в Италии и сейчас хранящаяся в архивах всемирно известной галереи Уффици, после которой живописец прославился и получил работу в Падуе на росписи капеллы дель Арена. Приступив к заказу, ди Бондоне сделал акцент на Деве Марии и по старинной итальянской традиции воспроизвел сцены Благовещения и Страшного суда.
В отличие от предшественников, занимавшихся искусством настенной росписи, талантливый живописец отошел от текста и по-своему показал истории ангелов, апостолов и святых. Наделив героев настоящими человеческими чувствами, Джотто отошел от византийских канонов и произвел революцию во фресках «Рождество Богородицы», «Поклонение волхвов», «Поцелуй Иуды и арест Христа», а также «Тайная вечеря», «Крестный путь», «Оплакивание Христа» и «Сошествие Святого духа».
Главным произведением, ознаменовавшим переход от готики к Ренессансу, стало полотно «Мадонна с младенцем и двумя ангелами», широко известное под названием «Мадонна Оньиссанти». Написанное для главного алтаря капеллы всех Святых во Флоренции, оно отличалось живостью и натурализмом за счет трехмерного изображения центральных и второстепенных фигур, а также использования меньшего пространства, подчеркивавшего важность человеческого тела в произведениях искусства.
В начале 1330-х годов индивидуальный и неповторимый стиль живописи настолько прославил итальянского художника, что он получил место при дворе короля Неаполя, а затем стал главным архитектором в самом запоминающемся городе Тосканы. На этом посту ди Бондоне увековечил собственное имя в нижнем ярусе колокольни, находившейся на территории кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, и после смерти мастера это здание стали называть кампанилой Джотто.
Последней работой Джотто, выполненной параллельно с возведением колокольни, стало украшение часовни главы администрации Флоренции, находившейся невдалеке от общественного здания Барджелло.
Личная жизнь
Единственной информацией о личной жизни Джотто является то, что приблизительно в 1290 году он сыграл свадьбу с женщиной по имени Чиута, бывшей дочерью жителя Флоренции по фамилии ди Лапо дель Пела.
В этом браке родились 4 дочери и 4 сына, средний из которых последовал по стопам отца и тоже стал художником, звавшимся Франческо. В начале 1300-х годов семья ди Бондоне приобрела собственный дом во Флоренции, и после путешествий, связанных с выполнением заказов, мастер коротал там время с женой и детьми.
Смерть
Кроме фактов, относящихся к художественным произведениям ди Бондоне, о последних годах жизни мужчины информации почти нет.
Исследователи предполагают, что незадолго до смерти, произошедшей по неизвестным причинам в январе 1337 года, Джотто познакомился и много общался с Джованни Боккаччо, впоследствии написавшим новеллы «Декамерон».
Картины
- «Поцелуй Иуды и арест Христа»
- «Изгнание бездетного Иоакима из храма»
- «Рождество Богородицы»
- « Введение во храм»
- «Архангел Гавриил получает поручение отправиться к деве Марии»
- «Встреча Марии и Елизаветы»
- «Поклонение волхвов»
- «Тайная вечеря»
- «Бичевание Христа»
- «Крестный путь»
- «Воскресение»
- «Триптих Стефаневски»
- «Мадонна Оньиссанти»