Биография
Ушаковых, прославившихся своим делом, российская история знает немало. Каждый образованный человек назовет как минимум трех известных носителей этой фамилии — составителя толкового словаря русского языка, флотоводца и адмирала и московского иконописца. Ликами святых, написанными Симоном Федоровичем Ушаковым, можно и сейчас полюбоваться в Троице-Сергиевой лавре, Новодевичьем монастыре, столичных церквях и соборах, а также в Третьяковской галерее и Русском музее.
Судьба
В личной биографии талантливого живописца и великого иконописца за давностью лет немало белых пятен. Например, доподлинно не известна дата его рождения. Отец Фёдор и мать Мария нарекли новорожденного сына Пименом, но впоследствии имя было изменено на Симона: до сих пор остаются загадкой причины и обстоятельства данного решения.
В 22 года молодой человек занял пост знаменщика в Серебряном приказе при Оружейной палате, здесь он и пробыл вплоть до 1664-го. На службе в обязанности Ушакова входили: роспись знамен, создание всевозможных узоров, орнаментов и рисунков для церковной и дворцовой утвари из изделий высшей пробы и рукоделия, монет и украшений для ружей, составление чертежей и планов, реставрация храмовой живописи.
Благодаря трудам и высокому уровню профессионализма Симон впоследствии заслуженно пользовался милостивым отношением государя Алексея Михайловича, продвинулся по карьерной лестнице и на исходе 1663-го был переведен в Оружейную палату на «должность» изографа. Здесь он руководил мастерами государя, организовал школу иконописцев, планировал даже создать «Азбуку художеств» и стал, выражаясь современным языком, главным экспертом в области изобразительного искусства.
Благодаря информации, сохранившейся на «Спасе на престоле», сейчас известно немного о личной жизни: жену Симона Федоровича звали Февронией, а сына и дочь, доживших до зрелых лет, — Петром и Евфимией, остальные дети умерли в младенчестве (в том числе и Михаил, рожденный в начале 1670-х).
Земной путь великий иконописец окончил в 25-й июньский день 1686 года и нашел последнее пристанище на территории близ Знаменского мужского монастыря, где жил на исходе жизни и где монашествовали его отец и дядя. Смерть наступила по естественным причинам.
Иконопись
Симона Ушакова по праву прозвали реформатором иконописания, ведь в способы и технику изображения ликов святых он ввел много новаторского. Во-первых, он был тем самым мастером художественного искусства, который поместил на иконы вирши — стихотворные тексты. В строках обыкновенно шли прославление Господа и надежда получить его милость, а также встречались и упоминания имени заказчика.
Во-вторых, художник, работая над образами Христа (им создано около 12 вариантов «Спаса Нерукотворного»), руководствовался живоподобием и старался передать мельчайшую деталь его лика, повторяя анатомические особенности человеческого лица — точно вырисованные глаза, ресницы, чуть отрешенный взгляд. За это, а в особенности за подражание западной живописи, автор неоднократно подвергался нападкам и обвинению в богохульстве со стороны старообрядцев.
В-третьих, огромное значение начало придаваться фону, пробудился интерес к передаче пространства и светотени. Также с именем московского изографа связано и изменение в устройстве церковных врат и иконостаса.
При всем внимании к произведениям западноевропейских деятелей художественного искусства и в работе во фряжском стиле Симон, творивший на переломе эпох, не отринул насовсем традиционную исконно русскую иконопись.
Несмотря на то, что ему часто поступали заказы на создание образов для монастырей и храмов, например, церкви святителя Григория Неокесарийского, где хранится Господский образ Христа Вседержителя и Богоматери Елеусы Киккской, охотно брался мастер и за «мирские» заказы.
Из-под пера, а точнее кисти Ушакова вышли и парсуны (портреты) высокопоставленных лиц, «Древо государей Российских», а также «Древо Государства Российского» — здесь Богоматерь Владимирская воплощена в окружении царей и князей от Рюриковичей до Романовых.
Последней известной работой авторства «российского Рафаэля» считается «Тайная вечеря», размещавшаяся в Успенском соборе Троице-Сергиева монастыря. Год написания — 1685-й.
Работы
- 1652, 1676 – «Богоматерь Владимирская»
- 1658 – «Христос – Великий Архиерей»
- 1658, 1676 – «Казанская икона Богоматери»
- 1660 – «Владимирская икона Богоматери с избранными святыми»
- 1661, 1670-е, 1673, 1677, 1678 – «Спас Нерукотворный»
- 1663 – «Богоматерь Владимирская «Насаждение древа...»
- 1668, 1686 – «Христос Эммануил»
- 1668, 1675 – «Богоматерь Киккская»
- 1668 – «Древо Государства Российского» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери», «Насаждение древа Государства Российского»)
- 1670 – «Икона Богоматери «Живоносный источник»
- 1671 – «Троица Живоначальная»
- 1673 – «Благовещение»
- 1674 – «Святитель Николай Чудотворец»
- 1677 – «Муромская икона Богоматери»
- 1685 – «Тайная вечеря»