Биография
Айрис Апфель — американский коллекционер и дизайнер, чьи образы регулярно становились сенсацией в мире моды. Большие очки, яркие принты в одежде, необычные фактуры и аксессуары сопровождали женщину, делая иконой стиля. В начале десятых дама попала в список пятидесяти самых модных женщин за пятьдесят, который представила газета «Гардиан», и до конца жизни оставалась для многих образцом оригинальности и креатива.
Детство и юность
Айрис — наследница богатого семейства. Она родилась 29 апреля 1921 года, детство провела в Нью-Йорке. Ее мать Сэйди Баррел (в девичестве Асовская), эмигрантка из России с еврейскими корнями, держала собственный бутик. Так же, как и прославившаяся позднее дочь, дама оказалась долгожительницей: появившись на свет в 1898-м, она покинула его ровно спустя сто лет. Отец Самюэль Баррель занимался продажей зеркал и имел знакомства с представителями модельных домов США.
Интерес к моде проявился у Айрис к 12 годам. Учась в художественной школе, она занималась творчеством, узнавала важные нюансы из истории искусства и часто сопровождала мать на шопинге.
Карьера дизайнера Айрис Апфель
Первой работой Айрис стала позиция составителя рекламных объявлений в престижном издании Women’s Wear Daily. Ей быстро наскучили обязанности, и она перешла к сотрудничеству с иллюстратором Бобом Гудменом. Спустя некоторое время девушку увлек интерьерный дизайн. Благодаря связям отца ее карьера пошла в гору.
Поначалу Апфель занималась работой с интерьером, но, подбирая обшивку для стен, сделала открытие. Оказалось, что ее главная любовь — это текстиль. Связать с ним биографию женщина решилась в 1950-х, когда вместе с супругом открыла компанию Old World Weavers. Постепенно бизнес разрастался, и организация стала знаменитой далеко за пределами США.
Главной особенностью предприятия было использование ткацких станков для реставрации и производства тканей по старинным технологиям. Клиентами Old World Weavers становились знаменитости, коллекционеры и дизайнеры. В 1990-х компанию продали, но основательница продолжила занимать в ней позицию консультанта.
Айрис была занята и в крупных коммерческих проектах, связанных с дизайном и реставрацией интерьеров.
В 2005-м ей предложили организовать выставку коллекции украшений. Приглашение дало начало новому этапу в жизни женщины. Личные аксессуары Айрис Апфель представили в Метрополитен-музее. Особенностью экспозиции стали сроки подготовки. За пять месяцев было укомплектовано восемь десятков нарядов и сотни моделей украшений. Выставка оказалась первой в музее из числа посвященных личностям, не имевшим отношения к дизайну одежды. Это добавило остроты информационному поводу. Экспозиция была востребованной, а об Айрис узнали люди, увлекающиеся модой.
В 2009-м Апфель стала героиней выставки в Институте костюмов Метрополитен-музея. Наряды фешен-дивы выставили на отдельном вернисаже. Аналогичное предложение институт делал лишь Иву Сен-Лорану в 1980-х. Айрис представила посетителям 80 костюмов и 300 украшений, приобретенных в разных уголках мира.
Айрис Апфель уже относилась к числу долгожителей, но почтенный возраст не мешал ей продолжать жить активной жизнью, заниматься рекламой и становиться участницей маркетинговых проектов. В 2011-м она создала коллекцию косметики МАС, а в 2012-м преподавала в университете Техаса.
Дизайнер удерживала статус иконы стиля, появляясь на публике в замысловатых и оригинальных нарядах. У нее был аккаунт в соцсети, где регулярно появлялись снимки с мероприятий и фотосессий. В 2019-м издательство «Альпина Паблишер» выпустило книгу «Айрис Апфель. Икона по воле случая». Она представляет собой сборник высказываний и размышлений дизайнера о моде.
В конце десятых Айрис поставила рекорд, подписав в 97 лет первый в своей биографии модельный контракт с IMG Models. Представители этого агентства отметили, что рады сотрудничать с настоящей иконой стиля, которая с каждым днем не перестает доказывать, что «возраст — это просто цифра, он не должен никак определять человека».
Личная жизнь
Айрис вышла замуж в 1948 году. Ее супругом стал Карл Апфель. Их знакомство состоялось на курорте в Нью-Йорке. Мужчина сделал предложение руки и сердца спустя несколько месяцев после первой встречи. Муж и жена любили друг друга, но детей у них не появилось. Сама дама в интервью объясняла это тем, по работе от нее и Карла требовались частые поездки, а она не хотела, чтобы ее будущие наследники воспитывались няней.
В 2015-м Карл скончался. Вспоминая о нем, Апфель говорит, что была счастлива в личной жизни.
После смерти супруга дизайнер жила одна в квартире, которая была обставлена в соответствии с привычным для нее стилем. В интерьере сочетались вещи из разных стран и эпох, присутствовали антикварные предметы и современные элементы. Айрис не любила минимализм и предпочитала окружать себя аксессуарами с историей.
Рост женщины был 169 см, а вес неизвестен.
Смерть Айрис Апфель
Айрис Апфель умерла 1 марта 2024 года в возрасте 102 лет в своем доме в Палм-Бич, штат Флорида. Официальные причины смерти не сообщались.
Цитаты
«Было бы намного лучше, если бы женщины добавили себе ума в головы, а не ботокса на лицо»
«Если вы внешне непривлекательны, вы развиваете в себе шарм и остроумие, может, какой-то талант или уникальную черту. Если вы некрасивая, у вас больше шансов стать привлекательной. А если вы красивая, зачастую вы просто красивая и все»
«Если вы не чувствуете себя комфортно, неважно, как шикарно вы одеты, это не будет выглядеть правильно. Я предпочитаю быть счастливой и чувствовать себя комфортно»
«Если ваши волосы уложены, и вы обули хорошие туфли, вы можете идти куда угодно и в чем угодно»
Библиография
- 2019 — «Айрис Апфель. Икона по воле случая»
Интересные факты
- Айрис одной из первых женщин начала носить джинсы. К концу 40-х они считались исключительно мужской одеждой, шились на большие размеры и продавались в магазинах униформы. Но Апфель это не остановило: она пыталась уговорить продавца в одном из магазинов перешить для нее пару. Мужчина долго не соглашался, но упорство девушки заставило его уступить. Правда, он продал не переделанную вещь, а готовые джинсы на мальчика.
- В конце десятых компания Mattel представила вниманию публики оригинальную Барби в образе Айрис. На кукле, сделанной в единственном экземпляре, оказался брючный костюм в пайетках зеленого цвета — уменьшенная копия того, в котором Апфель появилась на обложке собственной книги.
- В молодости дизайнер имела хорошее зрение, но уже тогда любила очки и часто искала их на блошиных рынках. С возрастом ношение этого аксессуара стало для дамы необходимостью, и она сделала его частью своего фирменного стиля. Дизайнер говорила: «Если мне нужно носить очки, то это будут действительно ОЧКИ. Я достала самую большую оправу и вставила линзы».
- В 2012-м компания по производству обуви Jimmy Choo, вдохновившись фигурой Айрис, выпустила новую модель туфель, названную Iris. Дизайнер не оценила этого жеста, подчеркнув, что «именная» вещь неудобна в носке, не отличается привлекательным дизайном и сама бы она не стала носить такую обувь, отдав предпочтение другим брендам.